На главную
Содержание

РУМЫНИЯ-РУМЫНКА

К ст. Рубенс. 1. "Автопортрет с Изабеллой Брант". 1609. Старая пинакотека. Мюнхен. 2. "Водружение креста". Ок. 1610- 1611. Собор Онзе-ливе-Врауэкерк. Антверпен. 3. "Похищение дочерей Левкиппа". Ок. 1619-20. Старая пинакотека. Мюнхен. 4. "Аллегория Мира и Войны". Ок. 1630. Галерея Палатина. Флоренция. Фрагмент. 5. "Крестьянский танец". Ок. 1636- 1640. Прадо. Мадрид. 6. "Шубка" (портрет Елены Фаурмент). Ок. 1638-40. Художественно-исторический музей. Вена. 7. "Статуя Цереры". Ок. 1612-15. 8. "Пейзаж с радугой". Ок. 1632-35. 9. "Старшая дочь Б. Жербье". Мел, сангина. Ок. 1629-30. (7-9- Эрмитаж, Ленинград.)

К ст. Ростов. 1. Центральная часть города. Слева - звонница (конец 17 в.); справа - Успенский собор (ок. 1589). 2. Кремль (митрополичий двор). 17-18 вв. 3. Надвратная церковь Воскресения. 1670. 4. Дворик между Белой палатой и Княжьими теремами. 5. Церковь Иоанна Богослова. 1683. Вид с северо-востока. 6. "Римские воины, разыгрывающие одежды Христа". Фрагмент фрески "Распятие" церкви Воскресения. 1675. Приписывается художникам Д. Григорьеву и Г. Никитину. 7. Церковь Спаса на Сенях. 1675. Интерьер. 8. Красная палата. 1672-80. 9. Церковь Вознесения (Исидора Блаженного). 1566. Архитектор Андрей Малой.

К ст. Румыния. 1. Гребень массива Фэгэраш. 2. Западные Румынские горы. 3. Озеро в Южных Карпатах. 4. В дельте р. Дунай. 5. Сплав леса на р. Бистрица. 6. Долина р. Арджеш. 7. Курорт Мамая на берегу Чёрного моря. 8. Село в Брашовском уезде.

К ст. Румыния. 1. Бухарест. Бульвар Аны Ипэтеску. 2. Панорама т. Георге-Георгиу-Деж. 3. Галац. 4. Сату-Маре. 5. Дева. 6. Сибиу. 7. Яссы. 8. Тимишоара. 9. Брашов. Площадь Воссоединения.

К ст. Румыния. 1. Церковь монастыря Козия. Конец 14 в. 2. Патриаршая церковь в Бухаресте. 1654-58. 3. Церковь "Трёх святителей" в г. Яссы. 1639. 4. Собор в г. Орадя. 1752-70. Архитекторы Д. Б. Рикка и др. 5. Дворец Брукенталя в г. Сибиу. 1780-85. в. Замок в с. Криш. Ок. 1559-1698. 7. Жилой дом в Бухаресте. Начало 1970-х гг. 8. Административный центр в г. Бая-Маре. 1970. Архитекторы М. Алифанти и др. 9. Гостиница "Перла" в г. Мамая. 1962. Архитектор М. Лауриан.

К ст. Румыния. 1. И. Андрееску. "Крестьянка в зелёном платке". 1880-81. 2. Н. Г ри г о р е с к у. "В дороге". Л. А. Чу куренку. "Ана Ипэтеску". 1949. 4. К. Б а б а. "Отдых в поле". 1954. 5. Т. П а л л а д и. "Натюрморт с часами". Частное собрание. Бухарест. 6. Д. П а ч у р я. Портрет Ш. Лукьяна. Бронза. 1916. 7. Д. Г ь я ц э. "Ярмарка". 8. Г. Вида. "Танец в Оаше". Дерево. 1948. (1-4, 6-8 - Музей искусств СРР, Бухарест.)

К ст. Румыния. 1-8. Сцены из спектаклей: 1. "Потерянное письмо" И. Л. Караджале. Национальный театр им. И. Л. Караджале. Бухарест. 1948. 2. "Источник Бландузии" В. Александри. Театр Армии. Бухарест. 1955. 3. "Вишнёвый сад" А. П. Чехова. Театр им. Л. Стурдзы-Буландры. Бухарест. 1957. 4. "Ричард III". У. Шекспира. Театр им. К. Ноттары. 1964. 5. "Медея" Сенеки. Национальный театр им. И. Л. Караджале. Бухарест. 1975. 6. "Закат солнца" Б. Делавранчи. Национальный театр им. И. Л. Караджале. Бухарест. 1974. 7. "Восстание" Г. Думитреску. Театр оперы и балета. Бухарест. 1959. 8. "Пламя" М. Кириака. Театр оперы и балета. Бухарест. 1973. 9-11. Кадры из фильмов: 9. "Лес повешенных". Реж. Л. Чулей. 1962. 10. "Лупень, 29". Реж. М. Дрэган. 1963. 11. "Семь искусств". Реж. И. Попеску-Гопо. 1958.

К ст. Сальвадор. 1. Индейские хижины. 2. Керамический сосуд. Музей американских индейцев. Нью-Йорк. 3. Каменный диск. Национальный музей Д. X. Гусмана. Сан-Сальвадор. 4. Каменная стела из Тасумаля. Национальный музей Д. X. Гусмана. Сан-Сальвадор. 5. Н. Ночес Авенданьо. "Крестьянская девушка из Кускатлеки". Раскрашенное дерево. в. Церковь в Хокоро. 18 в. 7. Зубоврачебная школа Университета Сальвадора в Сан-Сальвадоре. 8. X. Агилар Гусман. "Продавец циновок". Дерево. 9. X. Д и а с. "Этюд". 10. К. М и н е р о. "Дети". Акрилат. 11. С. С е р м е н ь о. "Засуха". Пироксилин. (2-4- древний период; 5,7-11-20 век.) Епископская церковь в Куртя-де-Арджеш. 1512 - 17.

XV. Музыка

Истоки муз. культуры Р.- в её самобытном нар. муз. творчестве, обладающем специфич. ладово-мелодич. строем и ритмикой. Для рум. фольклора типичны разнообразные лады - от простейших 3-5-ступенных до сложных многоступенных систем. Песни одноголосные, встречаются элементы гетерофонии. Фольклор представлен обрядовыми, колыбельными, пастушьими, шуточными, лирич. песнями, эпическими балладами, плачами и др. Один из наиболее сложных и самобытных жанров - лирическая дойна. Значит, место занимают песни социального протеста (от гайдуцких и батрацких до пролетарских), а также антифашистские. Разнообразны нар. инструм. наигрыши, часто импровизационного склада, с богатой орнаментикой и прихотливой ритмикой. Многочисленны танц. жанры, чаще это коллективные пляски - хора, сырба, брыу, инвертита, хацэгана и др.; издавна в нар. быту распространены празднества с песнями и плясками (жок). Среди муз. инструментов: духовые - флуер (свирель), най (разновидность флейты Пана), чимпой (волынка), бучум (рог) и струнные - кобза, цимбалы, цитра, скрипка, позднее - виолончель, контрабас.

Важнейшая роль в формировании и распространении нац. фольклора принадлежит нар. музыкантам-профессионалам - лэутарам, к-рые обычно выступали в составе небольших ансамблей -тарафов. Века тур. господства задержали формирование светского проф. иск-ва Р. До 19 в. муз. жизнь сосредоточивалась в основном в княжеских дворах и монастырях. В сер. 19 в. начала складываться композиторская школа. Первые рум. композиторы-профессионалы обращались преим. к хоровой и сольной песне, водевилям, оперетте (И. А. Вахман, А. Флехтенмахер). После завершения политич. объединения Молдовы и Валахии в единое гос-во Румынию (1862) утверждается проф. рум. музыка. Выдвигаются композиторы - Э. Кауделла (создатель популярных водевилей и первой нар.-романтич. оперы "Петру Рареш", 1889), Ч. Порумбеску (автор патриотич. песен), Дж. Штефэнеску (автор" первой рум. симфонии, камерных инструм. произв.), К. Димитреску (написал первые рум. струнные квартеты). Значит, вклад в развитие проф. хоровой культуры внесли известный композитор и муз. деятель Г. Муэическу, а также Д. Кириак-Джорджеску, Г. Дима, Я. Мурешану, позже И. Виду, Г. Куку.

С 30-х гг. 19 в. формируются нац. исполнительские кадры, возникают очаги муз. образования. Основываются филармонич. об-ва в Бухаресте (1833) и в Яссах (1836), подготовившие открытие в 1864 консерваторий в обоих городах, организуются Рум. певческое и театр, об-ва в Трансильвании (1847). В Бухаресте создаются постоянный симф. оркестр (1866) и филармония (1868). С 30-х гг. разными труппами ставятся оперные спектакли на рум. яз. с участием рум. артистов; с 1852 - на сцене Большого (с 1877 - Нац.) театра. В 1885 Дж. Штефэнеску сформировал первую постоянную оперную труппу. Во 2-й пол. 19 в. мировую известность получают певцы - Е. Теодорини, X. Даркле, Дж. Димитреску, Д. Попович-Байрёйт и др.; выдвигаются первые нац. дирижёры - Э. Вахман, Э. Кауделла. Высокого уровня достигает хоровое иск-во (хор Ясской митрополии под рук. Музическу, хоры Баната и Трансильвании под рук. Димы); в 1901 Кириак-Джорджеску основал хоровое об-во "Кармен".

В 20 в. окончательно складывается нац. композиторская школа во главе с Дж. Энеску, чьи симф., камерные сочинения и опера "Эдип" (1931) явились классич. образцами нац. творчества. В 1-й пол. 20 в. выдвигаются композиторы М. Андрику и Д. Куклин (авторы симф. и камерных сочинений), М. Жора (один из основоположников совр. рум. балета). Достижениями явились оперы С. Драгоя "Напасть" (1927), П. Кон-стантинеску "Бурная ночь" (1934). В 1920 в Бухаресте создаётся Оо-во рум. композиторов. Развивается муз.-театр, и концертная жизнь Р. Выступают певцы - П. Штефэнеску-Гоангэ, Ф. Кристо-форяну, Т. Грозэвеску, дирижёры - А. Алессандреску, Дж. Джорджеску, А. Чолан, выдающийся скрипач и дирижёр Дж. Энеску, пианист Д. Липатти, виолончелисты Д. Динику и К. Димитреску, и др. Создаются оперные театры в Бухаресте (1919, с 1921 - государственный) и Клуже (1920). В 1921 в Клуже открывается консерватория. Получают развитие музыковедение и фольклористика, начатые трудами Н. Филимона, Т. Бурады, А. Панна (сер. 19 в.); работают муз. историк Дж. Брязул, фольклористы К. Брэилою, С. Драгой, Т. Бредичану.

Освобождение страны от фашизма и провозглашение в 1947 Р. республикой создали предпосылки и для расцвета муз. культуры. Развивается массовая песня (И. Киреску, В. Попович, М. Веская, М. Сокор, Г. Думитреску, Д. Попович и др.). На героич., историч., революц. темы создаются оратории, кантаты - "Дрозд Илие Пантилие" А. Виеру (1949), "Тудор Владимиреску" Г. Думитреску (1950), "Созвездие Человека" Т. Олаха (по Маяковскому, 1960); нар. муз. драмы "Господарь Ион Лютый" (1955) и "Восстание" (1959) Г. Думитреску, "Панэ Лесня Русалим" П. Константинеску (1955); балеты "Янку Жиану" (1962) и "Пламя" (1973) М. Кириака. В решении этих тем заметное влияние на рум. музыку оказало творчество рус. и сов. композиторов. Наряду с обращением рум. композиторов к антич. и классич. лит-ре (оперы - "Прометей" Д. Поповича, 1958, "Гамлет" П. Бентою, 1969) сохраняется традиц. линия воплощения нац. легенд (оратория "Миорица" С. Тодуцэ, 1959). Активны поиски композиторов в области нац. симф. и камерной музыки (3. Ванча, И. Думитреску, Д. Бугич, В. Бергер, Т. Олах, Д. Попович), создаются инструм. концерты (Константинеску, Бентою, Виеру и др.), примечательны достижения в области оперетты и эстрадной музыки (Г. Дендрино, Н. Киркулеску, А. Мэлиняну, Э. Роман, Ф. Комишель), музыки для кино.

Подлинного расцвета достигло муз. исполнительство. Пользуются известностью певцы - 3. Палли, Е. Черней, Г. Зобиан, Н. Херля, Д. Иордэкеску, пианист В. Георгиу; скрипачи - Ш. Георгиу, И. Войку, Ш. Руха; виолончелисты- Р. Алдулеску, К. Иля; дирижёры - М. Басараб, М. Кристеску, Э. Симон и др. Возникли новые муз. театры и коллективы: филармонии - в Тимишоаре (1947), Клуже (1955), оперные театры - в Тимишоаре (1947), Яссах (1956). В Р. работали (1974): 5 оперных и 5 муз. театров, ок. 20 симф. оркестров, камерные оркестры и камерно-инструм. ансамбли, оркестры нар. инструментов, хоровые коллективы, ансамбли нар. танца, в т. ч. "Румынская рапсодия" ("Жаворонок", 1953). Популярен хор Бухарестской консерватории "Мадригал" (1968). Одной из развитых областей искусствоведч. науки стало музыковедение. Среди музыковедов - 3. Ванча, В. Косма, П. Брынкуш, В. Томеску, О. Л. Косма, Дж. Сбырча; фольклористы Т. Александру. Э. Комишель, Г. Чобану. В 1949 Об-во рум. композиторов преобразовалось в Союз композиторов СРР. В 1949 (на базе созданного в 1927 Фоноархива нар. музыки) основан Ин-т этнографии и фольклора. С 1957 существует муз. изд-во Союза композиторов, с 1950- ежемесячный спец. журнал "Muzica"; издаются ежегодники (муз. статьи и исследования). С 1958 каждые 3 года в Бухаресте проходят Междунар. фестивали и конкурсы им. Дж. Энеску.

Лит.: Мартынов И., Румынская народная музыка, в сб.: Вопросы музыкознания, в. 3, М., 1960; Лейте с Р., Заметки о румынской музыке XX в., в кн.: Проблемы музыкальной науки, в. 1, М., 1972; В г е a z u I G., Pagini din istoria muzicii romanesti, v. 1-3, Buc., 1966-74; В r a i I о i u C., Opere, v. 1-3, Buc., 1967-74; V a n с е a Z., Creatia muzicala romaneasca, v. 1, sec. XIX-XX, Buc., 1968; BrancusiP. , С a 1 i n о i u N.. Muzica in Romania socialista, Buc., 1973; С о s m a O. L., Hronicul muzicii romanesti, v. 1-2, Buc., 1973-74; С о s m a V., Muzica populara romaneasca, Buc., 1975. Р.Э.Лейтес.

XVI. Балет

В основе проф. балетного театра - традиции нар. хореографии, а также иск-во гастролёров, привозивших в 1-й четв. 18 в. оперные спектакли с танцевальными дивертисментами. В 1818 в Бухаресте был,выстроен театр "Красный фонтан", где ставились оперные спектакли с танц. сценами. В 1822 в Бра-шове нем. труппа показывала балет-пантомиму из жизни рум. нац. героев Хории, Клошки и Кришана, на музыку народных танцев. В 1833 в Бухаресте при Филармонич. об-ве открылось отделение танца, а в 1869 состоялась премьера первого нац. балета "Золотая принцесса" Л. Виста, поставленного совм. амер. и рум. балетм. О. Мейвуд и Г. Мочану. В 1877 при оперной труппе Нац. театра создаётся хореографич. школа, одним из руководителей к-рой был итал. балетм. Т. Парис. В 1910-е гг. формируется проф. балетное искусство Р. В 1921 при театре в Бухаресте (см. Румынский театр оперы и балета) и Клужской гос. опере создаются постоянные балетные труппы. Композиторы сочиняют музыку для нац. балетов, к-рые находят своё воплощение в этих театрах, в т. ч. "Ирис" К. К. Ноттары, "На ярмарке" и "Мадемуазель Мериуца" М. Жоры, "Свадьба в Карпатах" П. Константинеску. Освобождение страны от фаш. войск и провозглашение в 1947 Р. республикой создали новые условия для развития балетного театра. Организуются труппы при гос. опере в Тимишоаре, гос. опере в Яссах, Венг. опере в Клуже, муз. театрах Брашова, Констанцы, Галаца и др. В репертуаре балеты: "Гайдуки" X. Жери, чИанку Жиану" и "Пламя" М. Кириака, "Возвращение из глубин" М. Жоры, "Принц и нищий" Л. Профета, экспериментальные постановки на музыку Т. Олаха, А. Виеру, А. Строе и др., а также балеты классич. репертуара. Мн. танцовщики учатся в Сов. Союзе, сов. балетмейстеры ставят балеты в рум. театрах. Среди ведущих деятелей рум. балета: балетмейстеры - О. Дановский, Т. Урсяну, Ф. Кансали, В. Марку, Г. Тауб, артисты балета - С. Орляну, И. Личиу, В. Массини, Л. Жорбан, Е. Мачай, Р. Константини, М. Попа, И. Илиеску, А. Мезинческу-Думитраке, К. Хамел, П. Чортя, А. Кечулеску, И. Туджяру, М. Штефанеску.

В 1949 в Бухаресте и Клуже открыты хореографич. уч-ща.

XVII. Драматический театр Истоки рум. театра - в древних играх и обрядах, содержащих элементы театрализации. Со временем их ритуальное значение утрачивалось. В 18-19 вв. складываются более сложные формы театра "ирозий" или "виклеим" (литургич. драма), "жокул пэпушарилор" (кукольное представление), гайдуцкая драма (о нар. повстанцах). Зарождение проф. рум. театра связано с деятельностью школьного театра. Известны постановки, показанные силами учащихся в 1775 в Трансильвании и в 1816 в Яссах по инициативе писателя Г. Асаки, а также в Бухаресте под рук. поэта Я. Вэкэреску. Открытие школы драматич. иск-ва в рамках Филармонич. оо-ва в Бухаресте (1833) и Драматич. консерватории в Яссах (1836) послужило началом профессионализации театра. В 1841 в Яссах было построено театр, здание. В 1852 в Бухаресте начал работать Большой театр, переименованный в 1877 в Национальный. Становление рум. театра происходило в борьбе прогрессивных сил общества за нац. освобождение и социальный прогресс. Этому содействовал и репертуар - лучшие произв. В. Альфьери, Вольтера, Мольера. В создании проф. театра значительной была деятельность участников революции 1848 - писателей и обществ, деятелей К. Негруцци, Александри, М. Когэлничану и др. Во 2-й пол. 19 в. большое развитие получило актёрское иск-во, к-рое имело 2 направления: реалистическое (М. Милло) и романтическое (К. Караджале, М. Паскали). В 1877 с образованием независимого гос-ва в Р. учреждается Драматич. об-во, объединившее проф. актёров. На рубеже 19-20 вв. реалистич. традиции продолжали актёры Г. Манолеску, А. Романеску, К. Ноттара, А. Прутяну, позднее их ученики А. Деметриаде, Т. Буландра и Л. Стурдза-Буландра, Г. Сторин и др. Большое влияние на нац. театр, иск-во оказала деятельность драматурга, режиссёра и критика И. Л. Караджале, поднявшего рум. сатирич. комедию до лучших образцов мировой драматургии. Наряду с сатирич. комедией происходило становление жанра историч. драмы. Её авторами были драматурги В. Александри, Б. П. Хашдеу, А. Давила, Б. Делавранча. Развитие нац. драматургии способствовало формированию репертуара. В нач. 20 в. в рум. театре утверждается режиссёрское иск-во. Первый рум. режиссёр - П. Густи, один из реформаторов нац. театра - А. Давила (в 1905 - 08 и 1912 - 14 директор Нац. театра), на деятельность к-рого оказало влияние творчество А. Антуана и К. С. Станиславского. В 1919, после объединения Трансильвании с Р., был основан Нац. театр в Клуже, к-рый достиг значит, успехов под руководством 3. Бырсана. В период фашизации страны репертуар театров состоял из развлекательных, дидактич. и мелодраматич. спектаклей. Реакц. тенденциям противостояли передовые театр, деятели: К. Петреску, Д. Замфиреску, В. Эфтимиу, Т. Буландра, Л. Стурдза-Буландра, М. Вентура, С. Соаре, М. Филотти, М. Себастьян и др. Они вели борьбу за реалистич. традиции в сценич. иск-ве, утверждали в репертуаре рум. и мировую классич. драматургию. Спектакли ставили реж. Густи, В. И. Попа, А. Майкан и др. В Нац. театре в Яссах показывались спектакли для рабочей аудитории (1929- 1930), был создан театр для рабочих "Труд недобрая воля" (1938, руководитель В. И. Попа).

Освобождение страны от фаш. войск и провозглашение в 1947 Р. республикой способствовали значит, подъёму театр, иск-ва. Новая драматургия (М. Давидоглу, X. Ловинеску, А. Баранга, А. Миродан) помогала решать проблемы со-циалистич. строительства. Первая такая пьеса - "Шахтёры" Давидоглу была поставлена в 1949 в Нац. театре в Бухаресте. Этой же теме посв, спектакли "За счастье народа" Морару и Баранги (1950), "Великий день" Бануш (1954), "Разрушенная цитадель" Ловинеску (1955). В Р. создаются новые театры: комедии (1961), Малый (1964) и др. В 1974 работали св. 40 театров (в т. ч. венг., нем., сербский и др.). Ведущие из них^ Румынский Национальный театр им. И. Л. Караджале, Румынский театр им. Лучии Стурдзы-Буландры, Театр комедии, театры - "Мик", им. Ноттары, для детей им. И. Крянгэ, кукольный "Цэндэрикэ" в Бухаресте, Национальный им. В. Александра в Яссах, Национальный в Клуж-Напоке и Крайове.

Среди режиссёров и актёров (многие из них возглавляют театры страны) - Р. Белиган, X. Попеску, Л. Чулей, Л. Джуржеску, Р. Пенчулеску; критиков и историков театра - В. Рыняну, В. Силвестру, М. Бэрбуцэ и др. В Бухаресте с 1954 работает Ин-т театр. и кинематографич. иск-в им. И. Л. Караджале (в 1948-54 Драматич. консерватория); в 1950 в г. Тыргу-Муреш организован Венг. театр, ин-т им. С. Иштвана.

Лит.: Театр за рубежом, т._ 1, М.- Л., 1958; Istoria teatrului in Romania, v. 1-3, Buc., 1965-73. Е. В. Азерникова.

Цирк. В 18 в. небольшие группы жонглёров, акробатов, фокусников выступали на улицах, площадях, ярмарках. Со 2-й пол. 19 в. гастролировали зарубежные артисты и цирковые труппы, в т. ч. передвижной цирк итал. артиста и антрепренёра Т. Сидоли (с 1864), обосновавшегося позднее с семьёй в Р.; большую популярность приобрёл его сын - Ц. Сидоли. Цирки Сидоли (существовали до 1930) были крупными предприятиями, показывали обширные программы, а также пантомимы ("Марокко", "Цирк под водой" и др.). В разные годы выступали также нем. цирк Буша, чехосл. цирк Клудского и др. В 20-30-е гг. получили известность рум. возд. гимнасты Лупу и Думитреску, клоуны Мэркулеску и Чаканика, дрессировщица львов Лолу Борисова. В 1954 создан Гос. цирк, затем ряд нац. коллективов, в 1961 открыт цирк "Бухарест" (на 2500 мест). В 60- 70-е гг. созданы представления - "Карнавал цветов", "Весна в цирке", "Цирковая феерия", "Дон Кихот на арене". Работают режиссёры Ч. Ципа, М. Георгиу, К. Ионеску, И. Бутнару и др. Среди мастеров цирка многожанровые артисты Григореску, Кратеил, клоуны Цэндерикэ, Тончино, Бонн, возд. гимнасты под рук. Т. Ганиа (позднее Э. Петреску), Аурелия Аугустини, Сальвец, акробаты-прыгуны под рук. Хутерера, турнисты Крняну, манипуляторы Иозефини, жонглёры О. Бокан, Мунтяну, дрессировщики Э. Кристел, Винченцуи, Г. Готт, Дестенджи. А. Я. Шнеер.

XVIII. Кино

С 1897 снимались видовые фильмы, в 1912 поставлена первая полнометражная художеств, картина. Возникновение нац. кинематографии связано с установлением нар. власти (1945). В 1948 кинопроизводство было национализировано, началось расширение киносети. В 1949 выпущен художеств, фильм о молодых строителях "Звенит долина" (реж. П. Кэлинеску). В экранизации "Митря Кокор" (1952, по роману М. Садовяну, реж. В. Илиу) впервые в рум. кино сделана попытка показать образ человека в развитии. Во 2-й пол. 50-х гг. начали работать режиссёры, фильмы к-рых определили достижения нац. киноискусства 60 - нач. 70-х гг.: "Жажда" (1961, по роману Т. Поповича) и "Лупень, 29" (1963) реж. М. Дрэгана, "Волны Дуная" (1959, в сов. прокате - "Пылающая река") и "Лес повешенных" (1964, по роману Р. Ребряну) реж. Л. Чулея, "Небо без решёток" (1962, по собств. роману "Художник"), "Туннель" (1967, совм. с СССР) реж. Ф. Мунтяну, "Белый процесс" (1965) реж. Ю. Миху, "В воскресенье, в 6 часов вечера" (1965) реж. Л. Пинти-лие, "Утро благоразумного человека"

(1966) реж. А. Блайера, "Тудор" (1967) реж. Л. Брату, и др. Тематич., жанровое и стилистич. разнообразие характерно для произв. киноискусства нач. 70-х гг.: "Заговор" (1970), "Западня" (1971) реж. М. Маркуса, "Осада" (1971) реж. М. Мурешан, "Реконструкция" (1971) реж. Пинтилие, "Чистыми руками" (1972) реж. С. Николаеску, "Взрыв" (1972) Дрэгана, "Буран" (1973) М. Молдава-на, "Возвращение Магеллана" (1974) реж. К. Николае, "Филипп добрый" (1975) Д. Пицы, "Стена" (1975) К. Ваени и др. Во мн. из этих фильмов ставятся филос. проблемы, рассказывается о нац. истории, о событиях, связанных с жизнью во время фаш. оккупации, о социальных преобразованиях после освобождения страны от фаш. войск и провозглашения в 1947 Р. республикой, формировании нового, социалистич. сознания рум. народа. Мировой известностью пользуются мультишшкац. фильмы И. Попеску-Гопо. Плодотворна деятельность Э. Бостан в области детского кино: "Воспоминания детства" (1965), "Молодость без старости" (1969), "Вероника" (1972), "Вероника возвращается" (1974) и др. В научно-популярном и документальном кино работают реж. М. Илиешу, А. Боянгиу, Э. Мандрик и др. В 1957 в Бухаресте создан гос. киноархив, в 1963 - Об-во киноработников. Кадры киноработников готовит ф-т кинематографии Ин-та театр, иск-ва им. И. Л. Караджале. С 1964 в Г. Мамая проводятся нац. кинофестивали. В кино снимаются актёры: Р. Белиган, М. Погонат, М. Барбу, И. Петреску, Ф. Пьерсик, И. Гердеску, А. Пеля, И. Чобану, В. Рэдеску, Э. Петруц и др. В 1974 выпущено 22 художеств, фильма, насчитывалось 600 кинотеатров. Издаётся (с 1964) журнал "Cinema".

Лит.: Парамонова К., Киноискусство Румынской Народной Республики, М., 1965; Contributii la istoria cinematografiei in Romania, 1896 - 1948, Buc., 1971.

Г. С. Паповян.

РУМЫНО-БОЛГАРСКИЙ ДОГОВОР 1948, см. Болгаро-румынский договор 1948.

РУМЫНО-БОЛГАРСКИЙ ДОГОВОР 1970 Одружбе, сотрудни честве и взаимной помощи, подписан 19 нояб. в Софии со стороны СРР ген. секретарём РКП, пред. Гос. Совета СРР Н. Чаушеску и пред. Сов. Мин. И. Г. Маурером, со стороны НРБ первым секретарём ЦК БКП, пред. Сов. Мин. Т. Живковым и пред. Президиума Нар. собрания Г. Трайковым. Заключён на 20 лет. Подтверждает принципы болгаро-румынского договора 1948, решимость сторон крепить единство и сплочённость социалистич. стран. Стороны выразили волю проводить политику мирного сосуществования гос-в с различными социальными системами, выступать за установление климата взаимопонимания и сотрудничества в р-не Балкан и во всём мире, противодействовать силам империализма, милитаризма и реваншизма, угрожающим миру. Стороны договорились укреплять дружбу между двумя народами и развивать сотрудничество в политич., экономич., обществ., научной и культурной областях на основе принципов социалистич. интернационализма, уважения нац. независимости и суверенитета, равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи, невмешательства во внутр. дела. Стороны заявили, что будут способствовать укреплению экономич. связей и сотрудничества в рамках СЭВ, а также с др. социалистич. гос-вами. Стороны обязались прилагать усилия в деле разрядки междунар. напряжённости, сотрудничества между всеми гос-вами, урегулирования спорных вопросов мирным путём, срыва агрессивных планов империализма в деле прекращения гонки вооружений, осуществления всеобщего и полного разоружения, ликвидации колониализма и неоколониализма. Стороны обязались оказывать поддержку странам, освободившимся от колониального господства, выступать за укрепление мира и безопасности в Европе, создание эффективной системы европ. безопасности. Стороны высказались за незыблемость гос. границ в Европе, сложившихся после 2-й мировой войны 1939-45, выразили решимость обеспечивать в соответствии с Варшавским договором 1955 неприкосновенность границ гос-в - членов этого договора. Стороны обязались, в случае вооруж. нападения на одну из них со стороны к.-л. гос-ва или группы гос-в, немедленно оказывать друг другу всестороннюю помощь, включая военную. Стороны договорились информировать друг друга о социалистич. строительстве в обоих гос-вах, обмениваться мнениями по вопросам развития двусторонних отношений, консультироваться по важнейшим междунар. проблемам, представляющим взаимный интерес.

Публ.: "Scinteia". 1970, 20 noiembrie; "Работническо дело", 1970, 20 ноември.

Е. М. Зайцев.

РУМЫНО-ВЕНГЕРСКИЙ ДОГОВОР 1948, см. Венгеро-румынский договор 1948.

РУМЫНО-ВЕНГЕРСКИЙ ДОГОВОР 1972 Одружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан 24 февр. в Бухаресте со стороны СРР пред. Сов. Мин. И. Г. Маурером, со стороны ВНР пред. Сов. Мин. Е. Фоком. Заключён на 20 лет. Стороны, руководствуясь принципами и целями Устава ООН и учитывая опыт СРР и ВНР в социалистич. строительстве, в соответствии с принципами социалистич. интернационализма, суверенитета и независимости, равноправия, невмешательства во внутр. дела, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи договорились укреплять дружбу и всестороннее сотрудничество двух стран, углублять экономич. и научно-технич. сотрудничество, содействовать кооперированию между гос-вами - членами СЭВ и др. социалистич. странами, развивать сотрудничество в области науки, культуры, печати, радио и телевидения, кино, туризма, здравоохранения, поддерживать сотрудничество между обществ, орг-циями. Стороны взяли на себя обязательство укреплять единство и сплочённость мировой социалистич. системы в интересах обеспечения прогресса и мира, прилагать усилия для улучшения положения в Европе, обеспечения безопасности и прочного мира, для развития сотрудничества и добрососедских отношений между европ. гос-вами. Констатировав, что одной из главных предпосылок европ. безопасности является незыблемость границ в Европе, стороны выразили решимость обеспечивать в соответствии с Варшавским договором 1955 неприкосновенность границ государств - членов этого договора. Стороны заявили, что будут проводить политику мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем, продолжать усилия, направленные на осуществление всеобщего и полного разоружения, окончательной ликвидации колониализма, неоколониализма и расовой дискриминации во всех формах, оказывать поддержку странам, освободившимся от колониального господства и идущим по пути укрепления суверенитета и нац. независимости. В случае вооруж. нападения со стороны к.-л. государства или группы государств стороны немедленно окажут друг другу всестороннюю помощь, включая военную, незамедлительно известив Совет Безопасности ООН о принятых мерах.

Пуб л.: "Sciinteia", 1972, 25februarie; "Nep-szabadsag", 1972, 25 februar. Е. М. Зайцев.

РУМЫНО-ПОЛЬСКИЙ ДОГОВОР 1949, см. Польско-румынский договор 1949.

РУМЫНО-ПОЛЬСКИЙ ДОГОВОР 1970, см. Польско-румынский договор 1970.

РУМЫНО-СОВЕТСКИЙ ДОГОВОР 1948, см. в ст. Советско-румынские соглашения.

РУМЫНО-СОВЕТСКИЙ ДОГОВОР 1970, см. в ст. Советско-румынские соглашения.

РУМЫНО-ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ ДОГОВОР 1948 Одружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан в Бухаресте 21 июля со стороны Румынии пред. Сов. Мин. П. Гроза и мин. иностр. дел А. Паукер, со стороны Чехословакии пред. Сов. Мин. А. Запотоцким и мин. иностр. дел В. Клементисом. Заключён на 20 лет. Стороны обязались совместно принимать все меры для предотвращения агрессии со стороны Германии или любого др. гос-ва, в к.-л. форме объединившегося с ней; в случае воен. конфликта оказывать друг другу военную и иную помощь; не заключать никаких союзов и не участвовать в к.-л. действиях, направленных против др. стороны; консультироваться между собой по важным междунар. вопросам; участвовать во всех междунар. действиях, направленных на обеспечение мира и безопасности народов; развивать тесное экономич. и культурное сотрудничество.

Публ.: "Scinteia", 1948, 22 iulie; "Rude pravo", 1948, 22 cervenec. Е. М. Зайцев.

РУМЫНСКАЯ АКАДЕМИЯ, Академия Социалистической Республики Румынии (Academia Republicii Socialiste Romania), высшее науч. учреждение СРР, объединяющее деятелей науки и культуры. Находится в Бухаресте. Осн. в 1866 как Рум. лит. об-во, с 1867 Рум. академич. об-во, с 1879 Рум. академия; в 1948 реорганизована в Академию Рум. Нар. Республики, с 1965 Академия СРР. Состоит (1975) из 12 секций: математики; физики; химии; технич. наук; биологии; с.-х. и лесоводч. наук; геологии, геофизики и географии; мед. наук; экономич. и социальных наук; философии, психологии и юридич. наук; истории; филологии; лит-ры и иск-ва; в её составе филиалы в Клуж-Напоке и Яссах, н.-и. базы в Тимишоаре и Тыргу-Муреше. Орган Академии СРР - "Analele Academiei Republicii Socialiste Romania" (с 1867). Академия издаёт св. 70 журналов.

РУМЫНСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (РКП; Partidul Comunist Roman; до кон. 1922 - Социалистическо-коммунистич. партия Румынии; до февр. 1948 - Коммунистич. партия Румынии, с февр. 1948 по июль 1965 Румынская рабочая партия, РРП; с июля 1965 РКП), основана в мае 1921 на съезде Социалистич. партии, к-рый вынес решение о создании компартии, присоединении её к Коминтерну и вошёл в историю РКП как её 1-й (учредительный) съезд. Подготовка создания компартии проходила в обстановке революц. подъёма, развернувшегося в Румынии под влиянием Окт. социалистич. революции 1917 в России. Съезд выразил солидарность с рус. пролетариатом, осудил империалистич. политику развязывания войны против Сов. России, призвал к установлению мирных отношений с соседними странами. 2-й съезд (1922) принял врем. Устав партии. В апр. 1924 компартия была объявлена вне закона и до 23 авг. 1944 работала в подполье. В 1929 антипарт, элементы развернули фракц. борьбу, к-рая привела партию на грань ликвидации. В 1930 здоровые силы партии с помощью ИККИ покончили с фракц. борьбой и восстановили единство партии. Важную роль в рабочем движении Румынии сыграл 5-й съезд компартии (дек. 1931), обсудивший вопрос о характере, этапах и движущих силах рум. революции. На основе решений съезда компартия применяла тактику объединения рабочих независимо от их политич. принадлежности в единые К-ты действия. Тактика единого фронта достигла особенно значительных успехов во время выступлений железнодорожников и нефтяников в 1933, которые возглавила компартия. По её инициативе в последующие годы был создан Антифашистский демократический фронт борьбы. В период воен.-фаш. диктатуры (1940-44), втянувшей Румынию 22 июня 1941 во 2-ю мировую войну 1939-45 на стороне фаш. Германии, компартия стала во главе патриотич. сил, боровшихся за свержение диктатуры, за выход из воины против СССР. В июне 1943 по инициативе компартии был создан Патриотический антигитлеровский фронт. 1 мая 1944 компартия вместе с С.-д. партией, вопреки сопротивлению правых социал-демократов, оформили создание Единого рабочего фронта. В благоприятных условиях успешного наступления Советской Армии компартия организовала Народное вооруж. восстание 23 авг. 1944, в результате к-рого воен.-фаш. режим был свергнут. В марте 1945 в результате упорной борьбы трудящихся масс, руководимых компартией, против реакции было образовано первое в истории Румынии демократич. пр-во, руководящая роль в к-ром принадлежала представителям рабочего класса. По инициативе компартии были проведены агр. реформа и ряд других демократич. преобразований. Нац. конференция (окт. 1945) нацелила партию на укрепление сложившегося в стране нар.-демократич. строя, выдвинула задачу индустриализации и электрификации Румынии. На основе платформы, разработанной компартией, в мае 1946 был создан блок демократич. партий, одержавший победу на выборах в парламент в нояб. 1946.

После ликвидации 30 дек. 1947 монархии и провозглашения республики партия направила усилия трудящихся на осуществление задач социалистич. революции. В февр. 1948 компартия объединилась на основе принципов марксизма-ленинизма с С.-д. партией в единую партию рабочего класса - РРП. Это был 1-й (объединительный) съезд РРП (по принятому исчислению, 6-й съезд РКП), завершивший борьбу за ликвидацию раскола в рабочем движении Румынии. Политич. завоевания трудящихся закрепила демократич. конституция (апр. 1948). Национализация осн. средств производства (июнь 1948) уничтожила экономич. господство буржуазии и открыла путь социалистич. ' индустриализации. 8-й съезд РКП (июнь 1960) констатировал, что в Румынии создана экономич. база социализма и страна вступила в период завершения его строительства. В марте 1965, после смерти Г. Георгиу-Дежа, находившегося с 1945 на посту сначала ген. секретаря, затем первого секретаря ЦК партии, первым секретарём ЦК партии был избран Н. Чаушеску.

9-й съезд РКП (июль 1965) констатировал полную победу социалистич. производств, отношений в городе и деревне. 21 авг. 1965 была принята новая конституция, по к-рой Румыния провозглашена социалистич. республикой (СРР). Руководящая политич. роль РКП законодательно закреплена в ст. 3 Конституции СРР. Нац. конференция РКП (дек. 1967) рассмотрела вопросы экономич. развития, совершенствования организации нар. х-ва и обществ, жизни страны.

10-й съезд РКП (авг. 1969) обсудил директивы по 4-му пятилетнему плану (1971-75) и осн. направления перспективной экономич. программы до 1980, определил в качестве осн. задачи на будущее непрерывное дальнейшее расширение и совершенствование материально-технич. базы, создание всесторонне развитого социалистического общества. Нац. конференция РКП (июль 1972) рассмотрела вопросы экономич. развития страны в 4-й пятилетке и в последующее 20-летие, совершенствования планового управления обществом, приняла решение о создании новых парт.-гос. органов. Пленум ЦК РКП (март 1974) упразднил Постоянный Президиум ЦК; был создан Исполком ЦК РКП. 11-й съезд РКП (нояб. 1974) принял программу партии, директивы по пятилетнему плану на 1976-80 и гл. направлениям социально-экономич. развития страны на 1981-90, одобрил изменения в Уставе РКП (в частности, Исполком ЦК переим. в Политисполком ЦК).

РКП участвовала в работе междунар. Совещаний коммунистич. и рабочих партий 1957, 1960 и 1969 (Москва) и подписала принятые этими совещаниями документы.

В РКП состояло (на 31 дек. 1974) 2,5 млн. членов (кандидатский стаж по новому Уставу отменён). Вместе с профсоюзами и др. обществ, орг-циями РКП образовала в нояб. 1968 Фронт социалистического единства.

В соответствии с Уставом РКП (принят в 1965, прежний - в 1945) её организац. принципом является демократич. централизм. Высший орган РКП - съезд, а в промежутках между съездами - ЦК, избирающий из своего состава Политисполком и Секретариат. Ген. секретарь РКП - Н. Чаушеску. ЦО РКП - газ. "Скынтейя" ("Scinteia"), теоретический орган - журн. "Эра сочиалистэ" ("Era socialists").

Съезды и конференции РКП (все съезды,кроме 3-5-го,состоялись в Бухаресте): 1-й съезд - 8-12 мая 1921; 2-й съезд - 3-4 окт. 1922; 3-й съезд - сент. 1924; 4-й съезд - 29 июня - 2 июля 1928,-5-й съезд - 3-24 дек. 1931; Нац. конференция - 16-19 окт. 1945; 6-й съезд- 21-23 февр. 1948; 7-й съезд - 23- 28 дек. 1955; 8-й съезд - 20-25 июня I960; 9-й съезд - 19-24 июля 1965; Нац. конференция - 6-8 дек. 1967; 10-й съезд - 6-12 авг. 1969; Нац. конференция - 19-21 июля 1972; 11-й съезд - 25-28 нояб. 1974.

Лит.: Documente din istoria Partidului Communist din Romania, v. 1-4, Buc., 1953- 1957; Programul Partidului Comunist Roman de faurire a societatii socialiste multilateral dezvoltate si Inaintare a Romaniei spre comunism, Buc., 1975; Георгиу-Деж Г., Статьи и речи, [пер. с рум. ], т. 1-2, М., 1956. В. И. Потапов.

РУМЫНСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ (Partidul Muncitoresc Roman), с февр. 1948 по июль 1965 название компартии Румынии; см. в ст. Румынская коммунистическая партия.

РУМЫНСКИЙ МУЗЕЙ ИСКУССТВ, Музей искусств Социалистической Республики Румынии (Muzeul de Arta al RSR), в Бухаресте, крупнейший художеств, музей СРР. Создан в 1950 на базе частных собраний (б. королев, коллекции, музеев Стелиана, Калиндеру и др.). Размещён во Дворце Республики (1930- 1937, арх. Н. Ненчулеску, реконструирован в 1950-60-е гг.). Собрание западноевроп. (картины Лукаса Кранаха, Антонелло да Мессина, Эль Греко, Рембрандта, О. Домье), вост., рус. и сов. иск-ва, коллекция рум. живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного иск-ва.

Лит.: Михалаке М., Бухарестские музеи, Бухарест, 1963, с. 13-123.

РУМЫНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР имени И. Л. Караджале (Teatrul National J. L. Caragiale), ведущий драматич. театр Румынии. Осн. в 1852 в Бухаресте (вначале наз. Большой театр, в 1877 переименован в Нац. театр). Прогрессивные деятели рум. лит-ры и театра, участники Революции 1848 - В. Александри, К. Караджале, К. Аристия, М. Милло и др. стремились превратить театр в трибуну передовых идей. В 1877-81 театром руководил И. Гики, к-рый ввёл в репертуар нац. драматургию ("Деспот Водэ" и "Синзяна и Пепля" Александри, "Бурная ночь" И. Л. Караджале). В период руководства театром И. Л. Караджале (1888-89) ставились произв. зарубежной классич. драматургии, большое внимание уделялось режиссёрской работе, воспитанию молодых артистов. Реформатором театра выступил А. Давила (1905-08 и 1912- 1914), следовавший художеств, принципам А. Антуана и К. С. Станиславского. В кон. 19 - нач. 20 вв. в труппе выступали актёры А. Романеску, Г. Манолеску, Ш. Юлиан, К. Ноттара, А. Деметриаде, принёсшие театру известность; работал режиссёр П. Густи, к-рый поставил "Ревизор" Гоголя (1909), "Потерянное письмо" И. Л. Караджале (1914), "На дне" Горького (1915) и др. В 20- 30-е гг. 20 в., когда в театр, иск-ве господствовал дух коммерции и формального экспериментаторства, передовые театральные деятели В. Эфтимиу, К. Петреску, М. Себастьян отстаивали принципы реализма и идейности.

После освобождения страны от фашизма и провозглашения в 1947 Р. республикой театр перестал быть коммерч антрепризой. На сцену пришёл новый герой - строитель социалистич. Румынии. Среди лучших спектаклей: "Потерянное письмо" (1948); "Шахтёры" Давидоглу (1949), "Взбесившийся ягнёнок" Баранги (1954), "Оптимистическая трагедия" Вишневского (1959), "Король Лир" Шекспира (1968), "Госпожа Кирица" Александри-Мушатеску (1969), "Закат солнца" Делавранчи (1973). С 1973 театр работает в новом здании. С 1969 директор и художеств, руководитель Р. Белиган; гл. реж. С. Александреску. Среди актёров: Дж. Калборяну, А. Бузеску, И. Рэкицяну, С. Попович, Ф. Пьерсик, А. Джугару, М. Ангелеску, Э. Годяну, Е. Попович, М. Русу, И. Финтештяну, Г. Гозорич, Г. Мотой, В. Сечу. Театр гастролировал в СССР (1958 и 1971), Франции, Италии, Польше, Венгрии, Чехословакии, Болгарии и др. странах.

Лит. :Alterescu S., Tornea F., Teatrul National "I. L. Caragiale", Buc., 1955.

РУМЫНСКИЙ ТЕАТР имени Л у ч и и Стурдзы-Буландры (Teatrul Lucia Sturdza-Bulandra), один из ведущих драматических театров Румынии. Создан в 1947 под рук. Л.Стурдзы-Буландры (работает в здании Муниципального театра Бухареста, построенном в 1929).Открылся спектаклем "Остров" Себастьяна. В репертуаре - совр. нац. драматургия: "Сомнение" Деметриуса (1949), "Гостиница на перекрёстке" Ловинеску (1957), "Святой Митикэ Блаженный" Баранги (1965), "Власть и Правда" Поповича (1973) и др.; нац. классика: "Рэзван и Видра" Хашдеу (1955), "Игра в каникулы" Себастьяна (1964), "Во время карнавала" (1966) и "Потерянное письмо" (1973) И. Л. Караджале; произв. рус. классич. драматургии: "Лес" А. Н. Островского (1951), "Последние" (1950), "Васса Железнова" (1953), "На дне" ("Ночлежка", 1975) Горького, "Вишнёвый сад" Чехова (1967); пьесы сов. драматургов: "Любовь Яровая" Тренёва (1952) и "Человек с ружьём" Погодина (1958), "Валентин и Валентина" Рощина (1972); пьесы У. Шекспира, Ф. Шиллера, Лопе де Вега, Б. Шоу, Б. Брехта, Теннесси Уильямса, М. Фриша, Ф. Дюрренматта. В 1962-72 театром руководил реж. Л. Чулей, работы к-рого были значит, явлением для творческой деятельности коллектива. В труппе работают актёры: К. Бертола, Ф. Этерле, Б. Фреданов, О. Котеску, Р. Тэпэлаге, В. Ребенджюк, И. Петреску, В. Огэшану, Т. Караджу, Д. Патрики, И. Карамитру, Д. Нуцу и др. В 1961 театру присвоено имя Лучии Стурдзы-Буландры. В 1967 театр был на гастролях в СССР.

Лит.: Sturdza Bulandra L.. Amintiri... amintiri..,, 2 nd., [Buc., 1960].

E. В. Азерникова.

РУМЫНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА. Создан на базе театр. "Лирического общества" (осн. в 1919). Открыт в Бухаресте в 1921 под назв. "Театрул лирик" или "Опера ромынэ". Спектакли шли в различных помещениях, с 1953 - в новом здании (зрит, зал на 1200 мест). В 20-40-е гг. наряду с классич. репертуаром театр ставил произв. рум. композиторов, в т. ч. оперы - "Напасть" Драгоя (1928), "Бурная ночь" Константинеску (1935), "С любовью не шутят" Ноттары (1941); балеты-"На ярмарке" (1931) и "Мадемуазель Мэриуца" (1942) Жоры, "Ирис" Ноттары (1932), "Свадьба в Карпатах" Константинеску (1941), "Оборотень" ("Лесовик") Ванчи (1943). В театре в эти годы выступали известные певцы - Ф. Кристофоряну, Дж. Никулеску-Басу и др., солисты балета - Р. Константину Д. Матей и др., работали дирижёры И. Н. Отеску, И. Перля.

С установлением нар. власти в Румынии (1947) были созданы условия для успешной деятельности, театра, расширяется оперный и балетный репертуар, ставятся также произв. рус. и сов. композиторов, в т. ч. балеты Б. В. Асафьева, Р. М. Глиэра, С. С. Прокофьева. В 50-70-е гг. особое внимание уделяется нац. репертуару, впервые на сцене театра поставлены оперы - "Эдип" Энеску (1958), "Господарь Ион Лютый" (1956), "Восстание" (1959), "Дечебал" (1969) Г. Думитреску, "Амур-лекарь" Бентою (1966), "Бэлческу" Трэилеску (1974), балеты - "Белый арап" (1949) и "Кэлин" (1957) А. Мендельсона, "Гайдуки" Жери (1956), "Янку Жиану" (1964) и "Пламя" (1973) Кириака, "Возвращение из глубин" Жоры (1965), "Принц и нищий" Профеты (1967), "Румынские рапсодии" на музыку Энеску (1970), "Весна" Трэилеску (1972).

В театре в разное время выступали: певцы - Г. Зобиан, 3. Палли, А. Флореску, Н. Херля, Е. Черней, О. Энигареску и др., солисты балета - И. Илиеску, И. Личиу, В. Массини, С. Орляну, М. Попа и др., работали дирижёры - А. Алессандреску, Дж. Джорджеску, Э. Массини и др., балетмейстеры - О. Дановский, В. Марку и др. Театр гастролировал во мн. странах, в т. ч. в СССР (1960).

Лит.: Бредичану М., Бухарестский театр оперы и балета, "Народная Румыния", 1960, № 8; Cosma О. L., Opera romineasca, t. 2, Buc., 1962. P. Э. Лейтес.

РУМЫНСКИЙ ЯЗЫК, язык румын. Официальный язык СРР. Распространён также в нек-рых р-нах СССР, Югославии, Болгарии, Венгрии, Албании, Греции, в США, Канаде и нек-рых др. странах. Число говорящих на Р. я. в СРР ок. 18 млн. чел. (1973, оценка). Относится к вост.-романской подгруппе романских языков. Имеет диалекты (в СРР): банатский, кришанский, валашский, молдавский (по правобережью Прута, близок к молдавскому языку). Сложился на основе разговорно-диалектного лат. языка колонистов, переселившихся на В. Балканского п-ова после завоевания его Римом. Этот язык подвергся субстратному влиянию местных языков (дакского, фракийского), а позднее адстратному и суперстратному влиянию славянского и новогреч. языков.

Фонетич. особенности Р. я.: различение лат. о и u, переход an > in перед гласным и согласным, а также am + согласный > im (за исключением слов слав. происхождения), возникновение нового морфологич. чередования гласных (tot-"весь", toata-"вся"). Возникло противопоставление палатализованных и непалатализованных согласных; специфичен переход интервокального 1 > r; наблюдается лабиализация qu > р, qu > Ь. Особое развитие имеют сочетания согласных с последующим i, напр, t + i > t [ц]; d + i > dz > z. Типологически Р. я. имеет много общего с др. языками Балканского п-ова: утрата инфинитива, описат. форма будущего времени, наличие постпозитивного артикля; но формы числа и рода существительных, прилагательных, местоимений, система спряжения сохраняют в основном морфологич. черты нар. латыни. Числительные от 11 до 19 образуются по слав, модели. В лексике много слав, и греч. заимствований. Письм. памятники на Р. я. известны с 16 в. (переводы старослав. церк. текстов и деловых документов). Формирование лит. Р. я. завершается в 19 в. Кирилловская графика в 19 в. была заменена латинским алфавитом.

Лит.: Иордан И., Грамматика румынского языка, пер. с рум., М., 1950; Б у д а-г о в Р. А., Этюды по синтаксису румынского языка, М., 1958; Репина Т. А., Румынский язык. Грамматический очерк, литературные тексты с комментариями и словарем, М., 1968; Румынско-русский словарь, под ред. Е. А. Андрианова, Д. Е. Михальчи, 2 изд., М., 1954; Gramatica limbii romane, 2 ed.g v. 1 - 2, Buc., 1966; Macrea D., Limba $i lingvistica romana, Buc., 1973: Lombard A., La langue roumaine. Une presentation, P., 1974; Dictionarul limbii romine literare contemporane, v. 1-4, [Buc.], 1955-57. Т. В. Вентцель.

РУМЫНСКОЕ АГЕНТСТВО ПЕЧАТИ (Agenda romana de presa), осн. в 1949, см. Аджерпрес.

РУМЫНСКОЕ РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ (Radioteleviziunea romana), правительственная орг-ция СРР. Под различными наименованиями действует с мая 1949; с 1974 руководящий орган P.p. и т.- Нац. совет рум. радио и телевидения. В ведении орг-ции находятся (1974) 52 радиостанции, вещающие на страну и заграницу (внутр. передачи осуществляются по трём программам, зарубежные ведутся на англ., араб., венг., греч., евр., исп., итал., нем., перс., португ., рум., рус., серб., франц. языках), и 20 телестанций (передачи ведутся по двум программам 90 час в неделю). Орг-ция является членом Интервидения и Междунар. орг-ции радиовещания и телевидения.

РУМЫНЫ (самоназв. romani), нация, осн. население Румынии (ок. 18 млн. чел., 1973, оценка). Р. живут также в СССР (119 тыс. чел., 1970, перепись), Югославии (60 тыс. чел.), Венгрии (15 тыс. чел.), США (230 тыс. чел.), Канаде (30 тыс. чел.) и нек-рых др. странах. Говорят на румынском языке. Верующие Р.- гл. обр. православные, есть протестанты (преим. в зап. р-нах Румынии). В формировании рум. народа участвовали племена, населявшие бывшие рим. провинции Дакию и Мёзию (дакийцы, геты и др.), романизированные в период рим. владычества (106- 271 н. э.), а также свободные дакийцы, не подвергшиеся романизации, и славяне, к-рые с 6 в. начали оказывать влияние на этногенез Р. Эти сложные этнич. процессы завершились на рубеже 1-го и 2-го тыс. н. э. образованием восточнороманской народности и языка. К тому же времени относятся первые раннефеод. гос. образования на терр. совр. Румынии. С 10 в. визант., слав., а затем и венг. источники упоминают Р. под назв. "влахи", "волохи". Формирование рум. нации связано с разложением феод, строя, возникновением капитали-стич. отношений, созданием единого лит. языка и объединением рум. земель в единое гос-во. Рум. бурж. нация сформировалась ко 2-й пол. 19 в. Этот процесс шёл одновременно с острой борьбой дунайских княжеств за освобождение от турецкого и габсбургского ига, в к-рой Р. оказывала помощь Россия. В 1862 произошло окончательное . объединение дунайских княжеств в единое Румынское государство.

После установления в Румынии нар.-демократич. строя в ходе социалистич. преобразований в городе и деревне и с развитием на этой основе всей нар. культуры Р. консолидировались в социалистическую нацию. Об истории, экономике и культуре Р. см. в ст. Румыния.

Лит.: Народы зарубежной Европы, ч. 1, М., 1964 (лит.). М. Я. Салманоеич.

РУМЫНКА, растение сем. бурачниковых; один из видов рода синяк.