На главную
Содержание

РОССИЙСКАЯ-РОССИНИ

Цирк. Истоки рус. цирка - в иск-ве скоморохов. Образ актёра-потешника, скрывающего свой ум и ловкость под личиной простоты и глупости, позже нашёл отражение в клоунских масках. В 1648 указом царя Алексея Михайловича представления скоморохов были запрещены. Но в 18 в. в ярмарочных балаганах и на нар. гуляньях традиции их иск-ва продолжались в выступлениях т. н. дедов-зазывал, дедов-раёшников, паяцев и др. В свою очередь это иск-во нашло отражение в рус. клоунаде и гл. обр. в творчестве А. Л. и В. Л. Дуровых.

При царском дворе и у богатых бояр были также шуты, участвовавшие в представлениях. Уже в нач. 17 в. демонстрировалась дрессировка животных ("слоновая потеха", "медвежья потеха"), проводились состязания силачей, выступления акробатов и жонглёров. Большое распространение получили конные игры, состязания, способствовавшие возникновению конного цирка. В 18 в. устраивались театрализов. конные карусели, кавалькады и др. Проф. цирки в России возникли в 18 в., в них выступали гл. обр. иностр. артисты, мн. из к-рых остались работать в России. Постепенно они включали в свои труппы рус. исполнителей, воспитывали учеников, из к-рых образовалось первое поколение проф. рус. цирковых артистов. В 1824 приехала труппа Ж. Турниера, с 1827 Турниер выступал в Петербурге в построенном им на набережной р. Фонтанки первом в России стационарном цирке (вскоре приобретённом Дирекцией имп. театров). В 1849 в каменном здании, построенном на месте б. цирка Турниера, открылся стационарный имп. цирк; для подготовки исполнителей в Петерб. театр, уч-ще был создан цирковой класс. Первый стационарный цирк в Москве (на Петровке) сооружён в 1853 В. Н. Новосильцевым. В рус. провинции работали цирки, принадлежавшие помещикам, позже антрепренёрам.

Новый этап развития цирка связан с деятельностью братьев А. А., Д. А. и П. А. Никитиных. Уличные артисты, они выступали в балаганах, позже стали известными цирковыми артистами. В 1873 Никитины открыли в Пензе первый рус. цирк, затем стационарные цирки в др. городах, в 1911 - в Москве. Никитины широко привлекали отечеств, артистов, прежде выступавших преим. на площадях и в балаганах.

Несмотря на преследования полиции и цензуры, в цирке утверждается сатирич. клоунада. Из клоунов-сатириков особенной популярностью пользовались А. Л. и В. Л. Дуровы, "Бим-Бом" (И. С. Радунский и М. А. Станевский), В. Е. Лазаренко. В. Л. Дуров одновременно был и естествоиспытателем, перенёсшим на цирковую арену результаты опытов с животными. Цирк последовательно утверждал образ прекрасного сильного человека, преодолевающего казалось бы неодолимые препятствия. Рус. борцы, участвовавшие в цирковых чемпионатах,- И. М. Поддубный, И. М. Заикин, И. В. Шемякин и др.- получили мировую известность. Рус. наездники, акробаты, гимнасты, жонглёры, эквилибристы и др. добивались выдающихся успехов на родине и во время гастролей за рубежом. В то же время представления рус. цирка в кон. 19 - нач. 20 вв. стали приобретать и отрицат. черты, отражавшие общее состояние бурж. культуры. Ставившиеся в эти годы пантомимы носили подчас шовинистич. характер, поддерживали колонизаторские идеи, восхваляли бурж. образ жизни.

После Окт. революции 1917 цирк, как всё сов. иск-во, стал осуществлять не только развлекательные, но и воспитат. задачи. В 1919 В. И. Ленин подписал Декрет СНК об объединении театрального дела. В спец. пункте этого декрета говорилось о демократич. сущности цирка и о необходимости подъёма художеств, уровня его программ. В 1922 было создано Центр, упр. гос. цирками (ЦУГЦ), постепенно объединившее все действующие цирки. Осн. внимание было обращено на создание острой злободневной клоунады, новых клоунских масок, отказ от грубости, пошлости, присущих бурж. клоунаде. На всём протяжении существования сов. цирка артисты-клоуны В. Л. Дуров, В. Е. Лазаренко, Д. С. Альперов, М. И. Калядин, С. М. Ротмистров, Н. Л. Лавров, Л. Г. Енгибаров, М.Н.Румянцев (Карандаш), К. А. Берман, О. К. Попов, Ю. В. Никулин, М. И. Шуйдин, А. Н. Николаев и др. обращались и обращаются к современным темам, их маски и приёмы сохраняют буффонность, присущую цирку. Ставятся тематич. спектакли на революц.-героич. тематику: "Махновщина" Масса, "Москва горит" Маяковского, "Трое наших" Афиногенова и Бурского, "Карнавал на Кубе" Кулиджанова, Местечкина, Никулина, и мн. др. Сов. цирк решительно отказался от номеров, построенных на унижении человеческого достоинства, грубых, нарочито подчёркивающих опасность, лишённых красоты, безвкусных по оформлению. Продолжая лучшие традиции демократич. иск-ва, цирк создаёт выдающиеся произв. во всех жанрах (намного расширяя их границы), использует новейшие достижения науки, техники, спорта. Организованы и успешно работают коллективы оригинальных жанров-"Цирк на льду", "Цирк на воде", "Цирк на сцене", созданы нац. номера - даг. канатоходцев, осет. джигитов, эквилибристов на проволоке и жонглёров из Тувы и др. Ставятся аттракционы, восстанавливающие рус. силовые игры (артист Н. Г. Жеребцов), рус. нар. гулянья (рук. В. Н. Беляков, А. Н. Бондарев) и др. Традиции соединения клоунады с показом дрессированных животных продолжают представители цирковой династии Дуровых.

Выступление канатоходцев Волжанских.

К ст. РСФСР. 1. Архитекторы Б. Р. Р у б а н е н к о, О. А. Ж а г а р, Е. Л. И о х е л е с, Е. И. К у т ы р е в, А. С. Образцов, В. А. П л и н е р, Ю. А. Шарапов, В. А. Ш к в а р и к о в, инженер Н. А. Дыховичная. Новая часть города Тольятти. Застройка конца 1960-начала 1970-х гг. 2. Архитекторы Е. Л. И о х е л е с, М. Д. Л и п о в е ц к а я и др.. инженер Р. Е. П а т е е в. Новый жилой район Корейская слобода во Владивостоке. 1966-70. 3. Архитекторы А. В. Афанасьев, Е. А. Раевская и др., инженеры Ю. Е. А в р у т и н и др. Новый жилой район Давыдково в Москве. 1969-71. 4. Архитекторы Ю. Л. Ш в а р ц б р е и м, В. Я. Э д е м с к а я, инженеры Н. В. Т о п и л и н, П. У. К а р п о в. Цирк в Сочи. 1971. 5. Архитекторы С. X. Г а л а д ж е в а, В. Д. К р а с и л ь н и к о в, А. А. Попов, В. А. Ш у л ь р и х т е р, инженеры И. Н. К л ю з н е р, Л. Ф. П а р ш и н. Театр в Туле. 1970. б. А. С. Образцов и др. Торговый центр в Научном городке Сибирского отделения АН СССР. 1967.

К ст. РСФСР. 1. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. 1152-57. 2. Икона "Чудо Георгия о змие". 15 в. Русский музей. Ленинград. 3. Церковь Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде. 1406. 4, Благовещенский собор в Московском Кремле. 1484-89. Достроен в 1562-64. 5. "Чудо о Флоре и Лавре". Икона московской школы. Конец 15 в. 6. Андрей Рублёв. Икона "Спас". Ок. 1410-20. 7. Церковь Богоявления в селе Красном Костромской области. 1592. 8. Митрополичьи палаты (Соборный дом) в Ярославле. 1680-е гг. 9. П. С о л а р и. Угловая Арсенальная (Собакина) башня Московского Кремля. 1492-93. (5, 6 - Третьяковская галерея, Москва.)

К ст. РСФСР. 1. А. М. Матвеев. Портрет А. П. Голицыной. 1728. Собрание Голицыных. Москва. 2. Ф. С. Рокотов. Портрет В. И. Майкова. Ок. 1766. 3. В. А. Т р о п и н и н. "Крестьянин, обстругивающий костыль". 1834. 4. А. Г. Венецианов. "Захарка". 1825. 5. С. Ф. Щедрин. "На острове Капри". 1826. 6. А. П. Л о с е н к о. "Прощание Гектора с Андромахой". 1773. Фрагмент. 7. П. А. Федотов. "Сватовство майора". 1841. 8. Д. Г. Левицкий. Портрет Е. И. Нелидовой. 1773. 9. К. П. Брюллов. "Последний день Помпеи". 1830-33. Фрагмент. 10. А. А. Иванов. Группа апостолов. Фрагмент картины "Явление Христа народу". 1837-57. (2-6, 7, 10 - Третьяковская галерея, Москва; 8,9 - Русский музей, Ленинград.)

К ст. РСФСР. 1. И. И. Шишкин. "Лесные дали". 1884. 2. В. И. Суриков. "Покорение Сибири Ермаком". 1895. 3. В. Г. П е р о в. "Сельский крестный ход на пасхе". 1861. 4. В. В. Верещагин. "Смертельно раненный". 1873. 5. И. И. Левитан. "Владимирка". 1892. 6. В. А. Серов. Портрет К. А. Коровина. 1891. 7. В. Е. Маковский. "На бульваре". 1886-87. 8. Ф. А. М а л я в и н. "Две девки".. 1910-е гг. 9. М. А. Врубель. "Царевна-Лебедь". 1900. 10. К. А. Коровин. "Пристань в Гурзуфе". 1914. 11. А. Н. Б е н у а. "Фантазия на версальскую тему". 1906. 12. П. П. К о н ч а л о в с к и и. "Агава". 1916. (1, 3-7, 9, 11, 12 - Третьяковская галерея, Москва; 2, 8, 10 - Русский музеи, Ленинград.)

К ст. РСФСР. 1. К. С. Петров-Водкин. "Девушка в сарафане". 1928. 2. В. Г. Ц ы п л а к о в. "В. И. Ленин в Смольном", 1947, Центральный музей В. И. Ленина. Москва. 3. Ю. И. Пименов. "Новая Москва". 1937. 4. М. В. Н е с т е р о в. Портрет Е. С. Кругликовой. 1938. 5. Б. В. Иогансон. "На старом уральском заводе" ("Урал демидовский"). 1937. в. С. В. Герасимов. "Зима". 1939. 7. П. Д. Корин. Александр Невский (средняя часть триптиха). 1942-43. 8. А. А. Пластов. "Полдень". 1961. 9. Д. Д. Ж и л и н с к и й. "Гимнасты СССР". 1964. (1, 8 - Русский музей, Ленинград; 3-7 - Третьяковская галерея, Москва.)

К ст. РСФСР. 1. Н. А. А н д р е е в. В. И. Ленин. Бронза. 1920. 2. С. Т. Конёнков. Маяковский. Гипс тонированный. 1947. Литературный музей. Москва. 3. И. Д. Ш а д р. Сеятель. Бронза. 1922. 4. С. Д. Л е б е д е в а. Портрет В. И. Мухиной. Гипс. 1939. 5. В. И. Мухина. Портрет И. Л. Хижняка. Бронза. 1942. 6. Н. В. Томский. Памятник М. В. Ломоносову перед университетом на Ленинских горах в Москве. Бронза, гранит. 1953. 7. Л. В. Шервуд. "Часовой". Гипс. 1933. 8. Л. Е. Кербель. Памятник К. Марксу в Карл-Маркс-Штадте (ГДР). Бронза. 1971. 9. Л. Ф. Л а н к и н е н. "Помор". Гранит. 1966. 10. Скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский и др. Памятник-ансамбль воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом. Трептов-парк. Берлин. Бронза, гранит. 1946-49. 11. М. Г. М а н и з е р. Зоя Космодемьянская. Бронза. 1942. (1, 3-5, 7, 9, 11- Третьяковская галерея, Москва.)

К ст. РСФСР. 1-10. Сцены из спектаклей: 1. "Шторм" В. Н. Билль-Белоцерковского. Театр им. МГСПС. 1925. 2. "Любовь Яровая" К. А. Тренёва. Малый театр. 1926. 3. "Дачники" М. Горького. Ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького. 1939. 4. "Оптимистическая трагедия" В. В. Вишневского. Камерный театр. 1933. 5. "Фронт" А. Е. Корнейчука. Театр им. Евг. Вахтангова. 1942. 6. "Третья патетическая" Н. Ф. Погодина. МХАТ. 1958. 7. "Ричард III" У. Шекспира. Куйбышевский драматический театр им. М. Горького. 1962. 8. "Всё остаётся людям" С. И. Алёшина. Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина. 1959. 9. "Золотая карета" Л. М. Леонова. Томский драматический театр. 1970. 10. "Человек со стороны" И. М. Дворецкого. Ленинградский театр им. Ленсовета. 1971.

К ст. РСФСР. 1-13. Кадры из фильмов: 1. "Броненосец „Потёмкин"". Реж. С. М. Эйзенштейн. 1925. 2. "Мать". Реж. В. И. Пудовкин. 1926. 3. "Чапаев". Реж. Г. Н. и С. Д. Васильевы. 1934. 4. "Юность Максима". Реж. Г. М. Козинцев и Л. 3. Тpayбepr. 1935. 5. "Весёлые ребята". Реж. Г. В. Александров. 1934. 6. "Человек с ружьём". Реж. С. И. Юткевич. 1938. 7. "Ленин в 1918". Реж. М. И. Ромм. 1939. 8. "Секретарь райкома". Реж. И. А. Пырьев. 1942. 9. "Коммунист". Реж. Ю. Я. Райзман. 1958. 10. "Баллада о солдате". Реж. Г. Н. Чухрай. 1959. 11. "Война и мир". Реж. С. Ф. Бондарчук. 1966-67. 12. "Любить человека". Реж. С. А. Герасимов. 1972. 13. "А зори здесь тихие...". Реж. С. И. Ростоцкий. 1972.

Артисты цирка демонстрировали свои достижения почти во всех зарубежных странах. В РСФСР также выступают артисты различных стран (США, Болгарии, Венгрии, ГДР, ДРВ, Индии, Италии, Китая, Мексики, Польши, ФРГ, Франции и мн. др.).

Кадры цирковых артистов готовит Гос. уч-ще циркового и эстрадного иск-ва в Москве (осн. 1926).

Лит.: Кузнецов Е., Арена и люди советского цирка, Л.- М.; 1947; его же, Цирк, 2 изд., М.- Л., 1971; Дмитриев Ю., Русский цирк, М., 1953; его же, Советский цирк, М., 1963; его же, Советский цирк сегодня, М., 1968.

Ю. А. Дмитриев.

Эстрада. Начало русского эстрадного иск-ва связано с представлениями скоморохов, к-рые были певцами, музыкантами, исполнителями сатирич. сценок, звукоподражателями, кукольниками, фокусниками и др. В 17 - нач. 18 вв. в оперно-балетные и драматические спектакли вводились вставные, преим. вокально-хореографич. номера (не связанные с осн. темой представления) - дивертисменты, позже они становятся самостоят, номерами в концертах. В дивертисментах участвовали крупнейшие оперные, балетные, драматич. артисты. Короткие рассказы, стихи и монологи исполняли в концертах М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, П. М. Садовский, И. Ф. Горбунов, М. Н. Ермолова, В. Н. Давыдов и др.; обширную концертную деятельность вели оперные певцы П. И. Богатырёв, Ф. И. Шаляпин и др. В формировании рус. эстрады заметную роль сыграли нар. хоры - русские, цыганские и др. В 60-е гг. 19 в. среди хоровых коллективов, выступавших на эстраде, особую известность получили "Славянская капелла" Д. А. Агренева-Славянского, хор И. Молчанова, цыганский хор под управлением И. О. Соколова и др. Из солисток хоров вышли ставшие популярными В. В. Панина, Н. В. Пле-вицкая, А. Д. Вяльцева и др.; гармонист и частушечник П. Е. Невский, куплетисты П. Ф. Жуков и Н. Ф. Монахов и др. В кон. 19 в. эстрадные представления давались на нар. гуляньях, в увеселительных садах; отд. номера часто поднимались до уровня социальной сатиры. Концерты при участии артистов гос. и частных театров проводились в привилегированных клубах и собраниях.

Особое место заняли утвердившиеся в нач. 20 в. театры миниатюр, лучшие из которых - "Летучая мышь" (Москва) и "Кривое зеркало" (Петербург), ставили пародии, короткие инсценировки, небольшие пьесы. В них получили известность конферансье Н. Ф. Балиев, К. Э. Гибшман, А. Г. Алексеев.

После Окт. революции 1917 с большой остротой встал вопрос об удалении с эстрады элементов пошлости, эротики, к-рые имели место в прошлом, об использовании в сов. эстрадном иск-ве лучших демократич. традиций, создании нового репертуара. В Декрете СНК об объединении театрального дела (1919) указывалось, что и для эстрады обязательны адм. и художеств, требования органов Советской власти, руководящих учреждениями иск-ва. Эстрадные артисты выступали на фронтах Гражд. войны, в рабочих клубах, на заводах и фабриках.

В 20-е и 30-е гг. создаются эстрадные театры - мюзик-холлы в Москве, Ленинграде, Н. Новгороде, Ростове-на-Дону и др. городах, передвижные театры того же типа.

В репертуар сов. эстрады входят совр. публицистич. и сатирич. произведения. Сатирич. куплеты, монологи и песенки, направленные против врагов революции, мещан и обывателей, исполняют Б. С. Борисов, Н. П. Смирнов-Сокольский, И. С. Набатов, юморисгич. рассказы читает В. Я. Хенкин, оригинальные номера с куклами показывает С. В. Образцов, в своеобразной манере выступает Р. Зелёная. Песни разных народов исполняет И. П. Яунзем. Утверждается как самостоят, жанр иск-во художеств, чтения, представители к-рого ориентируются на классич. лит-ру и лучшие произв. сов. прозы и поэзии. Крупнейшие мастера этого жанра - А. Я. Закушняк, В. Н. Яхонтов, А. Г. Шварц, В. Н. Аксёнов, С. А. Кочарян, Д. Н. Журавлёв, В. А. Попова, С. М. Балашов, Я. М. Смоленский и др. Ведущие конферансье - М. Н. Гаркави, А. А. Менделевич, П. Г. Райский, Б. С. Врунов, парные конферансы и эстрадные дуэты - Л. Б. Миров и Е. П. Дарский (ныне дуэт Миров и М. В. Новицкий), А. И. Шуров и Н. Н. Рыкунин, П. В. Рыбаков и В. П. Нечаев, А. Б. Лифшиц и А. С. Левенбук и др. Созданные ещё в 20 - 30-е гг. джаз-оркестры (под рук. Л. О. Утёсова и др.) ищут и находят новые формы совр. сов. эстрадной музыки. Среди известных эстрадных певцов разных лет: Т. С. Церетели, К. Джапаридзе, И. Юрьева, Л. А. Русланова, М. Н. Бернес, К. И. Шульженко, Л. Г. Зыкина, Г. М. Велика-нова, Э. С. Пьеха, М. В. Кристалинская, И. Д. Кобзон, Э. А. Хиль и мн. др. Хореографич. иск-во эстрады обращается к спорту и нар. традициям, что нашло яркое отражение в творчестве артистов А. А. Редель и М.М. Хрусталёва, М. Эсамбаева и др. и в деятельности мн. танц. ансамблей. В эстрадных концертах принимают участие ведущие драматич., оперные и балетные артисты (И. В. Ильинский, И. А. Любезнов, Б. Т. Штоколов, М. М. Плисецкая и др.). Крупнейший артист сов. эстрады А. И. Райкин возглавляет с 1939 Ленингр. театр миниатюр. В 50-60-е гг. возникли новые коллективы: Саратовский театр миниатюр, Моск. театр миниатюр, мюзик-холлы в Москве и Ленинграде. С 1954 в Москве работает Театр эстрады. В 60-70-х гг. создаются многочисл. эстрадно-муз. ансамбли, на эстраде возрождается иск-во пантомимы (А. А. Елизаров и Др.), получают развитие номера, пришедшие с цирковой арены (Л. Г. Енгибаров и др.), с успехом выступают иллюзионисты. В 1960, 1962, 1963, 1964 и 1973 были проведены конкурсы артистов эстрады РСФСР.

Выступление Государственного эстрадного оркестра РСФСР под руководством Л. О. Утёсова.

Артистов эстрады выпускает спец. отделение (создано в 1961) Гос. уч-ща циркового и эстрадного иск-ва (Москва).

Лит.: Кузнецов Е., Из прошлого русской эстрады, М., 1958; Дмитриев Ю., Эстрада и цирк глазами влюбленного, М., 1971; Воображаемый концерт, [Л., 1971]. Ю. А. Дмитриев.

XVI. Кино

Первые киносеансы состоялись в Москве и Петербурге в 1896. С 1908 появились рус. кинофирмы: А. О. Дранкова (Петербург), А. А. Ханжонкова, И. Н. Ермольева (Москва) и др. Пионеры отечеств, кино обращались к нар. песням, лит. классике, рус. истории ("Стенька Разин и княжна", др. назв. "Понизовая вольница", 1908, реж. Б. Ромашков; "Оборона Севастополя", 1911, реж. В. М. Гончаров и А. А. Ханжонков). В 1911-13 режиссёр и оператор В. А. Старевич создал первые в мире объёмные мультипликац. ленты. Снимались научные и учебные фильмы. К 1914 игровые фильмы России достигли художеств, уровня лучших зап.-европ. и амер. картин. В "золотой фонд" тех лет вошли: "Дворянское гнездо" (1915, по И. С. Тургеневу, реж. В. Р. Гардин), "Наташа Ростова" (1915, по "Войне и миру" Л. Н. Толстого, реж. Гардин и Я. А. Протазанов), "Пиковая дама" (1916, по А. С. Пушкину) и "Отец Сергий" (1918, по Л. Н. Толстому) - оба реж. Протазанова, и др. картины, близкие реалистич. традициям рус. лит-ры и театра. Наряду с Протазановым и Гардиным, утверждавшими психологич. реализм в кино, и Е. Ф. Бауэром, поднявшим изобразит, культуру фильма, работали реж. П. И. Чардынин, А. Н. Уральский, Н. А. Салтыков и др. В их картинах снимались "звёзды" рус. экрана В. В. Холодная, И. И. Мозжухин, В. А. Полонский, О. И. Преображенская, И. Н. Перестиани и др. Высокую артистич. культуру внесли в кино театр, актёры В. В. Максимов, В. Г. Орлова и др. Сформировалась школа кинооператоров - А. А. Левицкий, Е. О. Славинский, Н. Ф. Козловский, П. В. Ермолов, Б. И. Завелёв, П. К. Новицкий, А. Г. Лемберг и др. Первые шаги делало документальное кино, показывая быт народов Востока, хронику жизни России. После Фсвр. революции 1917 возрос выпуск хроникальных фильмов, новые темы пыталось решить игровое кино - "Да здравствует свободная Русь!" (1917, реж. А. А. Чаргонин), "Революционер" (1917, реж. Бауэр) и др.

Кадры из фильмов: 1. "Оборона Севастополя". Реж. В. М. Гончаров и А. А. Ханжонков. 1911. 2. "Жизнь за жизнь". Реж. Е. Ф. Бауэр. 1916. 3. "Отец Сергий". Реж. Я. А. Протазанов. 1918.

Подлинное обновление рус. кино началось после Окт. революции 1917; В. И. Ленин, партия и Сов. пр-во придавали киноиск-ву большое значение. Руководящие органы сов. кинематографии -Моск. и Петрогр. кинокомитеты - проделали значит, работу по организации кинопроиз-ва и проката фильмов. В 1919 по пост. СНК РСФСР фотографич. и кинематографич. торговля и пром-сть были переданы в ведение Наркомата просвещения. Национализацию кино дела осуществлял созданный в том же году Всеросс. фотокиноотдел (ВФКО). Стали выпускаться игровые агитфильмы: "Уплотнение" (реж. А. П. Пантелеев), "Восстание" (реж. А. Е. Разумный), "О попе Панкрате, тётке Домне и явленной иконе в Коломне" (реж. Н. Ф. Преображенский, по басне Д. Бедного) - все в 1918, "Чем ты был?" (1919, реж. Ю. А. Желябужский), "На Красном фронте" (1920, реж. Л. В. Кулешов). Частные киноателье, находившиеся под контролем гос-ва, выпустили ряд значит, картин: "Барышня и хулиган" (1918, по сценарию и при участии Маяковского, реж. Е. О. Славинский), "Поликушка" (1919, по Л. Н. Толстому, реж. А. А. Санин, в гл. роли - И. М. Москвин) и др.

Наряду с режиссёрами активно участвовали в строительстве молодой сов. кинематографии операторы, художники, актёры рус. дореволюц. кинематографа. В 1920 создана первая экранизация повести М. Горького "Мать" (реж. Разумный), в 1921- историко-революц. фильм "Серп и молот" (реж. Гардин). Широкое развитие получила кинохроника. В 1918-19 выходил периодич. хроникальный сов. киножурнал "Кинонеделя". Начало образной кинопублицистике положили первые выпуски революц. кинохроники, документальный полнометражный фильм реж. Д. Вертова "История гражданской войны" (1922) и др. По инициативе В. И. Ленина в 1920 созданы первые науч. фильмы о внедрении новой техники в области добычи торфа.

В 1922 по пост. СНК РСФСР прокат и кинопроиз-во от ВФКО перешли к "Госкино" (адм. хозрасчётное учреждение, к-рому было предоставлено монопольное право проката фильмов на всей терр. РСФСР). В 1923 картиной "На крыльях ввысь" начала деятельность одна из кинофабрик "Госкино" (с 1935 "Мосфильм"), в 1924 - кинофабрика "Межрабпом-Русь" (с 1936 "Союздет-фильм", с 1948 Центр, студия детских и юношеских фильмов им. М. Горького). Мастера первого поколения сов. кинорежиссёров - С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин, Вертов, Кулешов, Ф. М. Эрмлер - новаторски осваивали революц. проблематику. Фильмы Эйзенштейна "Стачка", "Броненосец „Потёмкин"" (оба в 1925), "Октябрь" (1927) воссоздавали образ революц. народа, показанного художественно ёмко, масштабно, с документальной достоверностью. Пудовкин первый среди кинематографистов обратился к системе К. С. Станиславского. В фильмах "Мать" (1926, по Горькому), "Конец Санкт-Петербурга" (1927), "Потомок Чингис-хана" (1929) он стремился показать внутр. мир человека, захваченного революц. преобразованием жизни. Эйзенштейн и Пудовкин заложили основы теории киноиск-ва, глубоко осмыслили проблемы монтажа. К реалистич. показу совр. жизни пришли ленингр. реж. Г. М. Козинцев и Л. 3. Трауберг. Лучшая их работа в период "немого" кино - историко-революц. фильм "Новый Вавилон" (1929). Среди фильмов, поев, революц. тематике: "Дворец и крепость" (1924, по мотивам романа "Одеты камнем" О. Форш, реж. А. В. Ивановский), "Сорок первый" (1927, по Б. А. Лавренёву, реж. Протазанов), "Москва в Октябре" (1927, реж. Б. В. Барнет). Ряд фильмов, отличавшихся жанровым и стилистич. многообразием, освещал актуальные вопросы быта и социалистич. строительства: "Кружева" (1928) и "Чёрный парус" (1929) С. И. Юткевича, "Катька - Бумажный ранет" (1926), "Парижский сапожник" (1928) и "Обломок империи" (1929) Эрмлера, сатирич. и бытовые комедии "Дом на Трубной" (1928) Барнета, "Закройщик из Торжка" (1925) и "Дон Диего и Пелагея" (1928) Протазанова, "Два друга, модель и подруга" (1928) А. Д. Попова, и др. Фильмами на совр. сюжеты дебютировали режиссёры Е. В. Червяков, И. А. Пырьев, М. С. Донской, С. Д. и Г. Н. Васильевы, В. М. Петров, А. Г. Иванов, А. Г. Зархи, И. Е. Хейфиц, А. М. Роом, Ю. Я. Райзман. Заметное место в репертуаре 2-й пол. 20-х гг. отводилось экранизациям рус. классики и произв. зарубежных писателей: "Коллежский регистратор" (1925, по повести "Станционный смотритель" Пушкина, реж. Желябужский), "Чины и люди" (1929, по рассказам А. П. Чехова, реж. Протазанов), "По закону" (1926, по рассказу "Неожиданное" Лондона, реж. Кулешов), "Привидение, которое не возвращается" (1929, по новелле "Свидание, которое не состоялось" Барбюса, реж. Роом) и др. Успешно работали: операторы - А. Д. Головня, Л. В. Косматое, А. Н. Москвин, сценаристы - Н. Ф. Агаджанова, Н. А. Зархи. С. А. Ермолинский, Б. Л. и О. Л. Леонидовы, Л. В. Никулин, В. К. Туркин, Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский и др. Зачинателями сов. мультипликац. кино были В. С. и 3. С. Брумберг, А. И. Бушкин, А. В. Иванов, И. П. Иванов-Вано, Ю. А. Меркулов, А. Л. Птушко, В. Г. Сутеев, Н. П. Ходатаев, М. М. Цехановский и др.

Науч. и уч. фильмы выпускала кинофабрика "Культкино". Во 2-й пол. 20-х гг. лучшими фильмами хроникально-документального кино стали: "Шагай, Совет!", "Шестая часть мира" (оба в 1926, реж. Вертов), "Турксиб" (1929, реж. В. А. Турин), новаторские архивно-документальные фильмы реж. Э. И. Шуб "Падение династии Романовых" (1927), "Россия Николая II и Лев Толстой" (1928) и др.

Мастера кино успешно осваивали метод социалистич. реализма. Этот важный творческий процесс совпал с введением звука в кино. С помощью отечеств, аппаратуры (изобретатели П. Г. Тагер и А. Ф. Шорин) были сняты первые звуковые фильмы "Путёвка в жизнь" (1931, реж. Н. В. Экк) и "Златые горы" (1931, реж. Юткевич). Этапным произведением сов. киноиск-ва стал фильм бр. Васильевых "Чапаев" (1934, в гл. ролях: Б. А. Бабочкин -Чапаев, Б. В. Блинов - Фурманов). Воскрешая революц. романтику прошлого, эта нар. эпопея продолжает сохранять огромное воспитат. значение и служит образцом простоты и ясности, реалистич. изображения образов-характеров. Ист.-революц. теме были поев, картины: "Окраина" (1933, реж. Барнет), трилогия-"Юность Максима" (1935), "Возвращение Максима", (1937), "Выборгская сторона" (1939), реж. Козинцева и Трауберга (в роли Максима - Б. П. Чирков), "Мы из Кронштадта" (1936, реж. Е. Л. Дзиган), "Депутат Балтики" (1937, реж. Зархи и Хейфиц, в роли Полежаева - Н. П. Черкасов), "Последняя ночь" (1937, реж. Райзман). Крупнейшим достижением стали фильмы о В. И. Ленине: "Ленин в Октябре" (1937) и "Ленин в 1918 году" (1939) реж. М. И. Ромма и "Человек с ружьём" (1938) реж. Юткевича. В первых двух фильмах образ Ленина создал Б.В.Щукин, в последнем - М. М. Штраух. Начиная с фильма "Встречный" (1932, реж. Эрмлер и Юткевич) были созданы правдивые, идейно и художественно зрелые картины о современности: "Крестьяне" (1935, реж. Эрмлер), "Партийный билет" (1936, реж. Пырьев), "Великий гражданин" (1938-39, реж. Эрмлер), "Член правительства" (1940, реж. Зархи и Хейфиц), "Машенька" (1942, реж. Райзман). Значит, успех имели фильмы С. А. Герасимова, поев. сов. молодёжи: "Семеро смелых" (1936), "Комсомольск" (1938), "Учитель" (1939). Красной Армии и флоту поев, картины: "Лётчики" (1935, реж. Райзман), "Тринадцать" (1937, реж. Ромм), "На границе" (1938, реж. Иванов), "Фронтовые подруги" (1941, реж. В. В. Эйсымонт), "Валерий Чкалов" (1941, реж. М. К. Калатозов) и др. Ставились антифаш. фильмы: "Профессор Мамлок" (1938, по пьесе Ф. Вольфа, реж. Г. М. Раппапорт и А. И. Минкин), "Болотные солдаты" (1938, реж. А. В. Мачерет), "Семья Оппенгейм" (1939, по Л. Фейхтвангеру, реж. Г. Л. Рошаль). Новые, принципиальные достижения сов. кинокомедии связаны с новаторскими поисками её мастеров (см. Кинокомедия). Г. В. Александров создал муз. кинокомедии "Весёлые ребята" (1934), "Цирк" (1936), "Волга-Волга" (1938), "Светлый путь" (1940). Дарование режиссёра Пырьева проявилось в муз.-бытовых комедиях "Богатая невеста" (1938), "Трактористы" (1939), "Свинарка и пастух" (1941). Сатирич. комедии "Счастье" (1935) и "Чудесница" (1937) созданы реж. А. И. Медведкиным. Комедии ставили также К. К. Юдин - "Девушка с характером" (1939), Ивановский - "Музыкальная история" (1940), "Антон Иванович сердится"(1941) и др. Получил развитие приключенческий жанр: "Джульбарс" (1936, реж. В. А. Шнейдеров), "Ошибка инженера Кочина" (1939, реж. Мачерет), "Мужество" (1939, реж. Калатозов) и др. Значит, роль в патриотич. воспитании народа в предвоен. годы сыграли фильмы "Пётр I" (1937-39, реж. В. М. Петров), "Александр Невский" (1938, реж. Эйзенштейн), "Суворов" (1941, реж. Пудовкин). В 30-х гг. успешно осуществлялась экранизация произв. классич. лит-ры: "Гроза" (1934, реж. Петров), "Бесприданница" (1937, реж. Протазанов)- по пьесам А. Н. Островского, "Иудушка Головлёв" (1934, по М. Е. Салтыкову-Щедрину, реж. Ивановский), трилогия о Горьком ("Детство Горького", 1938, "В людях", 1939, "Мои университеты", 1940, реж. Донской), "Маскарад" (1941, по М. Ю. Лермонтову, реж. Герасимов), были поставлены картины для детей: "Дети капитана Гранта" (1936, по Ж. Верну, реж. В. П. Вайншток), "Белеет парус одинокий" (1937, по В. П. Катаеву, реж. В. Г. Легошин), "Дума про казака Голоту" (1937, по А. П. Гайдару, реж. И. А. Савченко), "Тимур и его команда" (1940, по Гайдару, реж. Разумный); фильмы-сказки: "По щучьему велению" (1938, реж. А. А. Роу), "Золотой ключик" (1939, реж. Птушко). Созданы мульти-пликац. картины: "Новый Гулливер" (1935, реж. Птушко), "Колобок" (1937, реж. В. Г. Сутеев), "Мойдодыр" (1939, реж. Иванов-Вано) и др. Богатейшие возможности звукового кино способствовали расцвету творческих дарований актёров, большое значение приобрела и кинодраматургия. Лучшие фильмы 30-х гг. поставлены по сценариям М. Ю. Блеймана, М. В. Болынинцова, К. Н. Виноградской, Е. И. Габриловича, Г. Э. Гребнера, О. Л. Леонидова, П. А. Павленко, Е. М. Помещикова, Л. Н. Рахманова, Б. Ф. Чирскова, Б. В. Шкловского и др. Музыка к фильмам, созданная композиторами Д. Д. Шостаковичем, И. О. Дунаевским, Д. Б. Кабалевским, В. В. Щербачёвым, Н. В. Богословским и др., стала одним из важнейших выразит, средств кино. Одновременно кинематограф явился мощным пропагандистом и распространителем массовой песни (см. Киномузыка). В 1930-35 было выпущено 176 художеств, фильмов (78 звуковых, 98 "немых"), в 1936-40-196 звуковых.

Получили известность документальные картины "Три песни о Ленине", "Челюскин" (обе в 1934), "Будем, как Ленин", "Испания" (обе в 1939), "День нового мира" (1940). Сформировалась самобытная школа сов. научно-популярного кино (реж. А. М. Згуриди, Б. Г. Долин и др.), регулярно выпускается киножурнал "Наука и техника".

В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 вслед за первыми "Боевыми киносборниками" были созданы высокопатриотич. произведения, сыгравшие большую воспитат. и мобилизующую роль: "Секретарь райкома" (1942, реж. Пырьев), "Она защищает Родину" (реж. Эрмлер), "Два бойца" (реж. Л. Д. Луков), "Фронт" (реж. бр. Васильевы) - все в 1943, "Зоя" (1944, реж. Л. О. Арн-штам), "Нашествие" (реж. Роом), "Человек № 217" (реж. Ромм), "Великий перелом" (реж. Эрмлер), "Родные поля" (реж. Б. А. Бабочкин и А. Ф. Босулаев) - все в 1945, и др. Тему нац. единения рус. гос-ва перед лицом врага раскрывали ист. картины: "Кутузов" (1944, реж. Петров) и "Иван Грозный" (1-я сер., 1945, реж. Эйзенштейн); продолжали создаваться фильмы о Гражд. войне: "Его зовут Сухэ-Батор" (1942, реж. Зархи и Хейфиц), "Котовский" (1943, реж. А. М. Файнциммер) и др. Победы сов. народа запечатлели документальные фильмы: "Берлин", "Разгром Японии" (оба в 1945), "Суд народов" (1946). Воен. событиям в Зап. Европе посвящён фильм "Освобождённая Франция" реж. Юткевича (1944).

Среди лучших фильмов послевоенного периода - картины о славных героических подвигах советских людей в минувшей войне: экранизации-"Молодая гвардия" (1948, по роману А. А. Фадеева, реж. Герасимов), "Повестьо настоящем человеке" (1948, по повести Б. Н. Полевого, реж. А. Б. Столпер); приключенческий фильм-"Подвиг разведчика" (1947, реж. Барнет) и др. О людях, вернувшихся к мирному труду, повествовали: картины- "Возвращение Василия Бортникова"(1953, реж. Пудовкин), муз. фильмы - "Сказание о земле Сибирской" (1948) и "Кубанские казаки" (1950) реж. Пырьева. Воспитат. значение имел поэтич. фильм реж. Донского "Сельская учительница" (1947). В фильмах "Русский вопрос" (1948, реж. Ромм) и "Встреча на Эльбе" (1949, реж. Александров) решалась тема борьбы за мир. Большое место на экране 40-х гг. заняли ист.-биографич. фильмы: "Глинка" (1947, реж. Л. О. Арн-штам), "Академик Иван Павлов" (1949) и "Мусоргский" (1950) реж. Рошаля. Сказочная тематика нашла продолжение в фильмах "Каменный цветок" (1946, по П. П. Бажову, реж. Птушко) и "Золушка" (1947, реж. Н. Н. Кошеверова, М. Г. Шапиро). Успешно создавались науч.-популярные картины: "Повесть о жизни растений" (1947, реж. М. С. Каростин), "История одного кольца" (реж. Долин), "Лесная быль" (реж. Згуриди) - оба в 1949, и др.

В 50-х гг. началось стр-во новых и расширение старых съёмочных площадок киностудий Москвы и Ленинграда. Увеличился выпуск картин на "Ленфильме" и Центр, студии детских и юношеских фильмов, а также художеств, фильмов на Свердловской киностудии (осн. в 1949). При "Мосфильме" и "Ленфиль-ме" работают Театры-студии киноактёра. В кино пришли выпускники ВГИКа: режиссёры-А. А. Алов, В. П. Басов, С. Ф. Бондарчук, В. Я. Венгеров, Л. И. Гайдай, Т. Н. Данелия, Ю. П. Егоров, Ю. Ю. Карасик, Л. А. Кулиджанов, В. Н. Наумов, С. И. Ростоцкий, Э. А. Рязанов, С. И. Самсонов, А. А. Салтыков, Я. А. Сегель, В. Н. Скуйбин, И. В. Таланкин, А. А. Тарковский, М. М. Хуциев, Ю. С. Чулюкин, Г. Н. Чухрай, М. А. Швейцер, В. М. Шукшин и др., выдвинулись актёры - К. Ю. Лавров, Н. В. Мордюкова, И, М. Смоктуновский, В. В. Тихонов, М. А. Ульянов и др., операторы - Г. Н. Лавров, В. В. Монахов, М. М. Пилихина, С. П. Урусевский, В. И. Юсов и др.

Главные творч. поиски мастеров экрана были направлены на проникновенное художеств, исследование духовной жизни и деятельности сов. человека - строителя коммунистич. общества. Важными вехами стали фильмы, отличающиеся высокой гражданственностью, глубоким раскрытием характеров, показом внутр. мира героев: "Большая семья" (1954, реж. Хейфиц), "Чужая родня" (1956, реж. Швейцер), "Поэма о море" (1958, реж. Ю. И. Солнцева, по сценарию Довженко), "Коммунист" (1959, реж. Райзман), "Простая история" (1960, реж. Егоров), "Девять дней одного года" (1962, реж. Ромм), "Председатель" (1965, реж. Салтыков), "Наш современник" (1968, реж. Райзман), "Доживём до понедельника" (1968, реж. Ростоцкий), "У озера" (1969, реж. Герасимов), "Укрощение огня" (1972, реж. Д. Л. Храбровицкий) и др. Снимались кинокомедии: "Верные друзья" (1954, реж. Калатозов), "Карнавальная ночь" (1956) и "Берегись автомобиля" (1966) реж. Рязанова, "Живёт такой парень" (1964, реж. Шукшин), "Неподдающиеся" (1959, реж. Чулюкин), "Иван Васильевич меняет профессию" (1973, реж. Гайдай).

О мужестве, моральной чистоте рассказывали разные по стилистике, но единые своим гуманистич. пафосом фильмы о подвиге сов. народа в Великой Отечеств, войне: "Летят журавли" (1957, реж. Калатозов), "Дом, в котором я живу" (1957, реж. Кулиджанов и Сегель), "Баллада о солдате" (1959, реж. Чухрай), "Судьба человека" (1959, реж. Бондарчук), "Мир входящему" (1961, реж. Алов и Наумов), "Повесть пламенных лет" (1961, реж. Солнцева, сценарий Довженко), "Иваново детство" (1962, реж. Тарковский), "Живые и мёртвые" (1964, реж. Столпер), "Освобождение" (1970- 1971, реж. Ю. Н. Озеров), "А зори здесь тихие..." (1972, реж. Ростоцкий), "Блокада" (1974, реж. М. И. Ершов), "Они сражались за Родину" (1975, реж. Бондарчук). Дальнейшее развитие и углубление получил образ В. И. Ленина, показанного в различные периоды жизни и деятельности, в картинах: "Рассказы о Ленине" (1958) и "Ленин в Польше" (1966) реж. Юткевича, "Синяя тетрадь" (1963, реж. Кулиджанов), "Сердце матери"(1966) и "Верность матери" (1967) реж. Донского. Значит, место занимает экранизация русской и зарубежной классич. лит-ры: "Тихий Дон" (1957-58, по Шолохову, реж. Герасимов), "Идиот" (1958) и "Братья Карамазовы" (1969; по Достоевскому, реж. Пырьев), "Война и мир" (1966-67, по Л. Н. Толстому, реж. Бондарчук), "Дядя Ваня" (1970, по Чехову, реж. Михалков-Кончаловский), "Отелло" (1956, по Шекспиру, реж. Юткевич), "Гамлет" (1964), "Король Лир" (1970; по Шекспиру, реж. Козинцев). Создаются фильмы-оперы и фильмы-балеты.

Внушит, успехов добилась мультипликация, выпуск к-рой сосредоточен на студии "Союзмультфильм" (осн. в 1936). Документальные и хроникальные картины выпускают киностудии Москвы, Ленинграда, Куйбышева, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Иркутска, а также Дальневосточная, Сев.-Кавказская, Нижневолжская и Казанская студии кинохроники. В числе наиболее значит, документальных фильмов - "Разум против безумия" (1960), "Первый рейс к звёздам", "Люди голубого огня" (1961), "Три весны Ленина","Катюша" (оба в 1964), "Обыкновенный фашизм", "Великая Отечественная" (оба в 1965), "Если дорог тебе твой дом", "Слово об одной русской матери", "Народа верные сыны" (все в 1967), "Гренада, Гренада, Гренада моя...", "В небе только девушки" (оба в 1968), "Время больших испытаний" (1969), "Пылающий континент" (1972), "Повесть о первой весне" (1974), "Шёл солдат" (1975) и др.

Выходят периодич. документальные киножурналы: "Пионерия" (с 1931), "Новости дня" (с 1944), "Советский спорт" (с 1946), "Иностранная кинохроника" (с 1955), "Страна советская" (с 1961), "Советское кино" (с 1965), "Советский патриот" (с 1967). Рус. сов. научно-популярное и уч. кино в 60-е - нач. 70-х гг. развивается под мощным влиянием научно-технич. революции, что определяет выпуск актуальных по содержанию и доступных по форме картин, созданных реж. Згуриди, Долиным, Н. В. Грачёвым, Д. А. Боголеповым, Н. В. Клу-шанцевым, Н. А. Левицким, Ф. М. Соболевым, Ф. А. Тяпкиным, В. А. Шнейдеровым. Особое место занимают научно-популярные картины, посвящённые В. И. Ленину и Окт. революции: трилогия - "Рукописи Ленина" (1960), "Знамя партии" (1961), "Ленин. Последние страницы" (1963); "Во главе государства Советов", "Мы шли с Ильичей" (обе в 1967) и др. Ежегодно выпускается более 500 научно-популярных киножурналов: "Наука и техника", "Строительство и архитектура", "Сельское хозяйство" и др., для детей-"Хочу всё знать", киноальманахи - "Горизонт", "Звёздочка" и др.

Киноиск-во развивается под плодотворным воздействием решений Коммунистич. партии по вопросам иск-ва, в т. ч. опубликованного в 1972 пост. ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии".

Подготовка кинематографич. кадров в РСФСР осуществляется Всесоюзным гос. ин-том кинематографии (ВГИК, осн. в 1919); с 1956 в Москве работают Высшие режиссёрские, с 1966 - Высшие сценарные курсы. В 1930 в Ленинграде создан Ленингр. ин-т киноинженеров (ЛИКИ). В Ленинграде, Ростове-на-Дону, Казани, Воронеже, Загорске имеются кинотехникумы. Н.-и. работу наряду с кафедрами ВГИКа и ЛИКИ осуществляют Ин-т теории и истории кино (создан в 1974) и Н.-и. кинофотоин-т (НИКФИ; осн. в 1929) в Москве. Проблемы кино-иск-ва разрабатывает также Ленингр. ин-т театра, музыки и кинематографии. Фильмографич. работа ведётся в Госфилъмо-фонде СССР (организован в 1948). Теоретич. наследие и теоретич. работы выдающихся мастеров сов. кино С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, Д. Вертова, М. И. Ромма, С. А. Герасимова и С. И. Юткевича составляют фундаментальную базу для развития киноведч. науки (см. Киноведение). В Союз кинематографистов СССР, находящийся в Москве, входит ок. 3 тыс. работников кино Росс. Федерации, он объединяет деятелей кино Ленинграда, Свердловска, Ростова-на-Дону, Сев. Кавказа, Поволжья, Зап. Сибири, Вост. Сибири, Д. Востока. Мастера кино РСФСР оказывают большую помощь кинематографистам союзных республик, осуществляют совместные кинопостановки. Совместные постановки создаются и с кинематографистами др. социалистич. стран (Болгария, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Монголия), а также капиталистич. стран (Италия, Япония, Швеция, Франция, США и др.). В 1974 в РСФСР функционировало 17 киностудий, выпускающих художеств., хроникально-документальные, научно-популярные и уч. фильмы, св. 90 тыс. киноустановок, из них 55 206 широкоэкранных. На долю кинематографии РСФСР приходится более 50% общесоюзного выпуска. Киностудиями РСФСР создан 71 полнометражный художественный, 180 документальных, 92 научно-популярных фильма. Мастера рус. кино внесли значит, вклад в развитие сов. и мирового киноиск-ва. См. также том СССР, раздел Кино. Лит.: Самое важное из всех искусств. Ленин о кино. Сб. документов и материалов, М., 1963; Ханжонков А., Первые годы русской кинематографии, М.- Л., 1937; Соболев Р. П., Люди и фильмы русского дореволюционного кино, М., 1961; Гинзбург С- С., Кинематография дореволюционной России, М., 1963; Лебедев Н., Очерк истории кино СССР, Немое кино, [1918 - 1934], 2 изд., М., 1965; Вертов Д з., Статьи, дневники, замыслы, М., 1966; Ю р е н е в Р., Краткая история советского кино, М., 1967; История советского кино. 1917-1931, т. 1, М., 1969. О. В. Якубович.

РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ (РСДРП), см. Коммунистическая партия Советского Союза.

РОССИЙСКИЙ Николай Алексеевич [9(22).3.1915, дер. Трудней, ныне Волоколамского р-на Моск. обл.,-8.3.1960, Москва], инициатор соревнования за коллективный новаторский труд, широкого распространения методов организации высокопроизводит. работы участков, цехов, предприятий. Чл. КПСС с 1942. В 1933-52 работал на моск. з-де "Калибр", где прошёл путь от токаря до начальника цеха микрометров. После внедрения поточного метода на участке Р. вдвое увеличилась производительность труда рабочих, на 50% уменьшилась трудоёмкость обработки и более чем на 40% снизилась себестоимость продукции. В 1952-55 Р. - слушатель Высшей партийной школы при ЦК КПСС, в 1955-60 директор завода деревообр. станков (Москва). Деп. Верх. Совета СССР 3-го созыва. Гос. пр. СССР (1948).

Соч.: Слово мастеров. [Рассказы стахановцев о своей работе], 2 изд., М., 1949; Коллективная организация стахановского труда, М., 1949; Спустя пять лет, в кн.: Трудовой вклад. Московские стахановцы о себе и товарищах, М., 1951; Труд и мир, [М.], 1952.

Лит. Терский Е. Д., Т у р и н М. М., Стахановский участок знатного мастера Н. Российского, М., 1948; Москвичи. Н. Российский [и др.]. Очерки, [М.], 1950; В е б е р Ю., Н. Российский и его товарищи, М., 1951. Б. К. Злобин.

РОССИЙСКИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ СОЮ3 МОЛОДЁЖИ (РКСМ), см. Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи.

РОССИЙСКИЙ ЛЕНИНСКИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ СОЮ3 МОЛОДЁЖИ (РЛКСМ), см. Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи.

РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКАЯ КОМПАНИЯ, торговое объединение, учреждённое 8(19) июля 1799 в России в целях освоения терр. Русской Америки, Курильских и др. о-вов. Компания имела правление в Иркутске, с 1800 - в Петербурге. Ей предоставлялись в монопольное пользование все промыслы и ископаемые, находившиеся на этих терр., право организовывать экспедиции, занимать вновь открытые земли и торговать с соседними странами. На терр. рус. владений в Америке был создан ряд постоянных поселений, построены судостроительные верфи, мастерские и др. В 1804-40 Р.-а. к. при содействии рус. пр-ва организовала 25 экспедиций, в т. ч. 15 кругосветных (И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского и др.), произвела исследовательские работы на Аляске, участвовала в заселении о. Сахалин и Приамурского края. Главное правление компании с 1824 помещалось в доме № 72 на Мойке в Петербурге. Здесь часто проходили собрания чл. Сев. об-ва декабристов. В этом доме жил К. Ф. Рылеев, служивший в 1824-25 правителем дел Р.-а. к. За годы существования компании изучалась география и этнография Русской Америки (М. Д. Тебеньков, В. С. Хромченко, А. К. Этолин, А. Ф. Кашеваров, Л. А. Загоскин, И. Г. Вознесенский и др.). Компания содействовала введению в ряде р-нов хлебопашества, огородничества, скотоводства. Деятельность её осложнялась конкурентной борьбой с английскими и американскими предпринимателями, стремившимися овладеть местным рынком. В связи с продажей рус. владений США Р.-а. к. в 1868 была ликвидирована.

Лит.: Тихменев П., Историческое обозрение образования Российско-американской компании и действий ее до настоящего времени, ч. 1 - 2, СПБ, 1861 - 63; Окунь С. Б., Российско-американская компания, М.-Л., 1939; К истории Российско-американской компании (Сб. документальных материалов), Красноярск, 1957; Болховитинов Н. Н., Становление русско-американских отношений. 1775 -1815, М., 1966; его же, Русско-американские отношения. 1815-1832, М., 1975.

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО РАДИОИНЖЕНЕРОВ (РОРИ), первое добровольное научно-инженерное объединение советских специалистов в области радио. Создано в марте 1918 в Петрограде по инициативе В. К. Лебединского, А. А. Петровского, В. И. Баженова, М. А. Бонч-Бруевича, М. В. Шулейкина и др.; с июля 1918 правление РОРИ находилось в Москве. Прекратило своё существование в 1928. Гл. задачей РОРИ было содействие развитию радиотехники и радиотехнич. пром-сти страны. Отделения общества имелись в Петрограде, Нижнем Новгороде, Киеве, Одессе и др. городах. Осн. формы деятельности РОРИ: обсуждение науч. докладов; чтение лекций и проведение науч. конференций; экспертиза и консультация проектов радиосвязи; популяризация радиотехнич. знаний. Члены РОРИ участвовали в издании первых сов. радиожурналов: "Телеграфия и телефония без проводов", "Радиотехник".

Лит.: Научно-технические общества СССР. Исторический очерк, М., 1968.

РОССИЙСКОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО (РПО), научная орг-ция при АН СССР, изучающая историю, археологию, этнографию и филологию народов Вост. Средиземноморья. Объединяет сов. учёных-востоковедов, специалистов в области изучения Бл. Востока. Восходит к созданному в 1882 "Православному палестинскому об-ву", в 1899 - марте 1917 наз. "Императорское православное об-во", с марта 1917 до 1918 снова - "Православное палестинское об-во"; с 1918 - РПО при Росс. АН. Осн. цель РПО - содействие сближению между СССР и странами Бл. Востока. Участие в работе РПО принимали академики В. В. Бартольд, П. К. Коковцов, С. Ф. Ольденбург, Ф. И. Успенский, Н. Я. Марр, И. Ю. Крачковский, В. В. Струве, А. А. Губер и др. РПО опубликовано много трудов по востоковедению, внёсших большой вклад в изучение стран Бл. Востока. Издаёт (с 1954) "Палестинский сборник"; в 1891 - 1917 и 1926 издавались "Сообщения Православного Палестинского общества", в 1881-1916 - "Православный палестинский сборник".

РОССИЙСКОЕ ТЕЛЕГРАФНОЕ АГЕНТСТВО (РОСТА), центральный информац. орган Сов. гос-ва с сент. 1918 до июля 1925. Образовано по пост. ВЦИК из Бюро печати при ВЦИК и Петроградского телеграфного агентства. На съезде работников РОСТА в 1919 было объявлено, что агентство берёт на себя функцию проводника линии партии •в печати. В период Гражданской войны РОСТА деятельно участвовало в агитпоездах ВЦИК, издавало инструкторские странички в помощь местной печати, выпускало стенные газеты, плакаты, еженедельники. С ноября 1920 РОСТА входило в Главполитпросвет при Наркомпросе РСФСР. В сентябре 1922 Декретом ВЦИК и СНК учреждён центральный информационный орган - Российское телеграфное агентство при ВЦИК, к-рому переданы все сов. информац. агентства, ряд бюро Наркоминдела, а также Коммерческое телеграфное агентство. К этому времени РОСТА имело представителей в республиканских и губернских, в важнейших пром. и уездных центрах. Существовали отделения РОСТА на Украине, в Закавказье, Туркестане. После образования 10 июля 1925 Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС) РОСТА стало агентством РСФСР. В марте 1935 РОСТА как агентство РСФСР было ликвидировано и его функции переданы ТАСС. См. также "Окна РОСТА".

РОССИНИ (Rossini) Джоаккино Антонио [29.2.1792, Пезаро,-13.11.1868, Пасси, близ Парижа (в 1887 прах перевезён во Флоренцию)], итальянский композитор. Род. в семье музыкантов (отец- трубач и валторнист, мать - певица). С детства обучался пению, игре на чембало, скрипке, теории музыки. Обладая хорошим голосом, пел в церк. хорах, выступал как аккомпаниатор и дирижёр хора в оперных театрах. Систематич. муз. образование получил в Болонском муз. лицее (1806-10), где занимался у В. Каведаньи (виолончель), С. Маттеи (контрапункт). С 1806 чл. Болонской филармонич. академии. Как оперный композитор дебютировал в 1810 ("Вексель на брак", Венеция), завоевав широкую известность. Связанный контрактами с антрепренёрами Болоньи, Венеции и др. городов, писал по неск. муз.-драматич. произв. ежегодно. Эти оперы, в т. ч. "Шёлковая лестница" (1812, Венеция), "Пробный камень" (1812, Милан), свидетельствуют о формировании творч. индивидуальности Р. В опере-сериа "Танкред" и опере-буффа "Итальянка в Алжире" (обе 1813) проявились реформаторские тенденции: Р. придал операм современное героико-патриотич. звучание, нашёл новые выразительные средства. В обстановке крепнущего нац.-освободит, движения итал. народа против австр. гнёта это было восторженно встречено публикой. В 1815 по просьбе патриотов Болоньи Р. написал "Гимн независимости", исполненный под его управлением. Австр. полиция установила надзор за Р., длившийся многие годы. В ряде опер, написанных для Неаполя (1815-22, в основном для театра "Сан-Карло"),- "Отелло" (по Шекспиру, 1816), "Моисей в Египте" (1818), "Магомет II" (по трагедии Вольтера, 1820), "Зельмира" (1822) - претворилось тяготение Р. к па-тетич. стилю, к драматизации оперы-сериа, перестройке её в нар.-героическую. Отсюда преобладание ансамблево-хоровых сцен, сквозного муз. развития, драматич. характерности. Одновременно он работал над обновлением оперы-буффа, насыщая произв. этого жанра реалистич. содержанием. С наибольшим блеском муз.-комедийный талант Р. проявился в опере "Севильский цирюльник" (1816, Рим; написана за 19-20 дней) - шедевре итал. оперы-буффа. Р. стремился к драматургич. и образному обновлению комич. оперы, он создал бытовую муз. комедию (лирико-комич. опера "Золушка", 1817, Рим), реалистич. муз. драму ("полусерьёзная" опера "Сорока-воровка", 1817, Милан). Для творчества Р. характерно взаимопроникновение жанров: в комич. операх появляются драматич. и даже трагич. ситуации, а в операх-сериа - жанрово-бытовые эпизоды. Р. свободно претворил в музыке своих опер итал. нар. песенные и танцевальные ритмо-интонации, разнообразные бытовые муз. жанры, богатейшие возможности бельканто.

В 1823 в Венеции была поставлена "Семирамида" - последняя из написанных для Италии опер Р. С 1824 он обосновался в Париже. Был муз. руководителем Итал. театра, с 1826- королев, композитором и генеральным инспектором пения. Изучив франц. оперное иск-во, переработал свои оперы "Магомет II" и "Моисей в Египте" (в Париже - под назв. "Осада Коринфа", 1826; "Моисей", 1827), сочинил произв. в жанре франц. комич. оперы - "Граф Ори" (1828). Р. многое воспринял от франц. муз. культуры, но в то же время он оказал большое воздействие на оперных композиторов Франции. В 1829 в обстановке обществ, подъёма кануна Июльской революции 1830 во Франции была создана последняя опера Р.- "Вильгельм Телль", сыгравшая видную роль в развитии жанра большой оперы. Это - лучшая из нар.-героич. опер Р., в ней по-новому трактована героика, произв. исполнено патриотизма, рождённого мечтой об освобождении родины. В монархич. странах оперу преследовала цензура, приходилось менять название, текст (в России - под назв. "Карл Смелый"). Создав ок. 40 опер, Р. после "Вильгельма Телля" отошёл от оперного творчества. В последующие годы им написаны фп., вокальные миниатюры, из произв. крупной формы - "Стабат матер" (1842), "Маленькая торжественная месса" (1864). В 1836-55 жил в Болонье, Флоренции, руководил Болонским муз. лицеем. С 1855 вновь обосновался в Париже, где его дом был одним из авторитетнейших муз. салонов. Творчество Р. имело определяющее воздействие на последующее развитие оперы (В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди) и оказало влияние на эволюцию европ. оперного иск-ва 19 в. Неистощимое мелодич. богатство, лёгкость и искристость, экспрессивность музыки, яркая сценичность обусловили популярность опер Р. во всём мире.

Дж. Россини.

Э. Ростан.

Лит.: Серов А. Н., Россини. Критический очерк, в его кн.: Избр. статьи, т. 1, М.- Л., 1950; Б р о н ф и н Е. Ф., Джоак-кнно Россини. Сизнь и творчество в материалах и документах, М., 1973; R a d i с i о t t i G., Gioacchino Rossini. Vita documentata, ooere ed influenza su 1'arte, v. 1 - 3, Tivoli, 1927 - 29; Weinstock H., Rossini. A biography, N. Y., 1968.

Я. Ф. Бронфин